Нагасаки, Dejima Harbor
21 - 28 октября 2007
22 октябряМы в Нагасаки, сегодня оформились к обеду, сходили на гору, пообедали нагасакской лапшой "чампон", и сходили в интернет-кафе. Традиционный маршрут для нас с Вадимом (это наш второй заход в Нагасаки), народ в восторге от японцев и Японии. Сегодня отдыхаем.
Лев пишет:
Вчера пришли в Нагасаки. Уже было темно, огромный мост светился
над бухтой. Встали в марине в центре города. Прямо на набережной ряд
кафе, оттуда доносилась зажигательная музыка. Огни, музыка,
гастрономические запахи. Но нам туда еще нельзя. Нам предстоит
процедура таможенного, карантинного досмотра и прочие формальности.
Здесь с этим бывает строго. В прошлый раз, Андрей рассказывал, ему
всю лодку перерыли. Правда это было не в Нагасаки, а в какой-то
японской дыре (В Иокогаме :)).
Наши таможенники тоже весельчаки. Выходили из Владивостока, прождали
их часа два, хотя заранее время назначали. Наконец пришли, - А
когда, спрашивают, провожающие покинули яхту?
-Да, вот,- отвечаем, пять минут назад.
-А-а!!,- говорят наши таможенники , - Тогда досмотр проводить еще
нельзя. Надо выждать 45 минут минимум.
- Нет, нет! , - заорали мы, - Мы перепутали. Давно покинули, давно.
Уже час прошел , точно.
Наши таможенники посмотрели на нас, посмотрели на провожающих, мнущихся в нескольких метрах от борта и поверили.
А сегодня с утра пришли японские таможенники. Восемь человек в форме и белых перчатках и один в гражданском и без перчаток. Семь человек залезли внутрь, двое в форме остались наверху, заглядывали в лодку через открытые люки. Наверное, решили, что уже не влезут. Андрей с Вадимом по-английски общались со всей этой командой, а мы втроем сидели в кокпите и радовались жизни, в предвкушении предстоящего знакомства с Нагасаки.
Вдруг японец в штатском высунулся из люка и на чистом русском
спросил-, Че , "химка" есть? От неожиданности мы так заржали, что
потом стоило больших трудов убедить его в том, что "химка" - не наша
тема. Японец оказался переводчиком.
Часть японцев вылезла наружу. Один спросил, есть ли у нас наличные.
И я неосмотрительно ляпнул-,Yes. I have.- у меня были доллары.
-Сейчас он тебя декларацию заставит заполнять,- зашипел Леха.
-Ой,- подумал я, но было поздно. Пришлось затащить японца в носовую
каюту. Там я вытащил из рюкзака свой бумажник, открыл и показал ему
несколько отечественных купюр. Японец сморщился и махнул рукой.
-Сам заполняй свою декларацию-, подумал я.
Через час японская таможня дала нам добро на выход в город.
Ты ведь знаю найдешь, чем со мной поделиться..."
Процедура посещения Японии на яхте (для россиян) выглядит примерно так:
1. Получение визы в Японию возможно различными способами, и может стоить при оформлении через турагентство около 200-250 долларов. Мы получали визы, которые называются "посещение друзей в Японии", и которые требуют наличия японского резидента. Основной бумагооборот происходит в Японии и ложится на плечи "японского друга". В России достаточно придти в консульство и получить визы через 3-5 дней, денег за оформление не берут.
2. Морская полиция Японии, а с февраля 2007 и таможенная служба
требуют предварительного уведомления о приходе не менее, чем за
сутки. (Примечание 2016 - двое суток). Уведомление должно быть
сделано по факсу. Нарушение этого правила грозит серьезными штрафами
и тюрьмой.
Форма для заполнения, образцы и правила выложены на сайте морской
полиции Японии, и сделано это довольно толково:
http://www.kaiho.mlit.go.jp/e/index_e.htm - Морская полиция
Японии
http://www.kaiho.mlit.go.jp/apply/hoan00_e.htm - Уведомление
морской полиции Японии о приходе
Мы сделали такое уведомление перед выходом в море, из Владивостока.
После отправки факса, я дополнительно позвонил в Нагасаки, в морскую
полицию для проверки, как оказалось, удалось заполнить эту
четырехстраничную форму правильно с первого раза.
3. Японский карантинный врач требует наличия справки "об отказе от дератизации", выданной российской карантинной службой. Наша "служба" вымогает за такую справку несколько тысяч рублей.
В целом оформление всегда проходит очень доброжелательно, бумаги оформляются долго, но в дружеской атмосфере, лодку досматривают, но выборочно, и выглядит это скорей удовлетворением здорового любопытства, чем "поиском недозволенных предметов". Например, в последний раз, их заинтересовал в основном наш "чудо-дизель", скрученный с японского рисоуборочного комбайна.
Сначала на лодку приходит карантинный врач, который забирает экземпляр генеральной декларации и crew list, а выдает свидетельство о свободной практике, после чего флаг Q - желтый "кэбек" можно опустить.
Вторые - пара офицеров "иммигрэйшн", которые оформляют визы. Они приходят с компьютером и машинкой для считывания виз в паспортах. Для каждого члена экипажа приходится заполнить форму.
Третьи - морская полиция. В последний раз - 8 человек в касках и белых перчатках. Они занимаются досмотром и задают много вопросов. Обычно еще и много занимаются всякими наставлениями, как правильно все сделать в следующий раз. Им тоже нужна заполненная декларация и крю лист.
Четвертая служба - таможня, кастомс. Этих тоже двое, и им также нужен комплект декларация - крюлист. При этом проверяются судовые документы, в последнее время спрашивают список судового имущества, так что я даже решил его сделать на будущее. Пока показываю "карту контрольного осмотра", которую мы делаем при техническом освидетельствовании лодки на поход, с печатью федерации.
Это заход. На выходе мы предъявляем тот же комплект - декларация - список экипажа морской полиции и таможне и получаем клиренс - "добро" на выход. При этом, по новым правилам, мы должны уведомить таможню следующего японского порта о дате нашего прихода, месте стоянки, и предоставить список экипажа, опять же - факсом. Для закрытия виз в последнем порту понадобятся еще и иммигрэйшн.
Жесткость исполнения формальностей в разных портах разная, от полного комфорта, как в Хакодате, до сдержанной недоброжелательности, как в Иокогаме. В целом - вполне цивилизованно.
Вот такой головняк, плюс которого в том, что все это - бесплатно. Как говорится, зато - какой опыт!
24 октябряСегодня решали несколько важных задач. Во-первых, наш бравый завхоз, чтобы освободить место под продукты, выгреб во Владивостоке все кастрюли и сковородки, оставив по одной. Нужно было купить сковородку и кастрюлю, а также пару ведер, потому что все ведра переломали на переходе. Кроме того, Леша, пролетая внутри лодки по какой-то сложной траектории, сломал в походе поручень на входе. Я также решил добавить поручень перед плитой, потому что наши курсанты падали на нее два раза и чудом не сломали (чего-нибудь себе). Хотелось также купить крючки и другие прибабашки для ловли рыбы в тропиках. Нужны были также гостевые флажки для Микронезии, Вануату итд.
Сначала мы пошли и пообщались с австралийцем. По крайней мере он
махнул рукой, в какую сторону идти искать хозмаг с кастрюлями.
Купили хорошенькую нержавеющую с крышкой за 1880 иен (почти 2 литра)
и сковородку (1780 иен), с расчетом, чтобы они обе помещались на
плите. Задачу по поручням и рыболовным снастям решили с помощью
волшебного слова "Сумимасен". Это означает, Простите?! и вводит
любого японца в состояние останова. Он дальше пытается помогать.
Надо сказать, что я не особо верил, что нам удастся без поддержки
местных "языков" это сделать. Мы с Вадей сделали это, даже не
пользуясь разговорником, только с помощью "сумимасена", ломаного
английского, жестов руками, и показывания всяких железок. Просто
фантастика. Завтра буду заниматься профилактикой рулевого, ремонтом
стола, поручня, и хочу построить новый поручень у плиты. Для рыбалки
тоже купили здоровенных крючков, пластиковых рыбок, тросиков,
вертлюжков, грузиков. Будем резвиться.
Австралиец посочувствовал нам, он видел как нас трясли власти.
Говорит, к ним приходят двое, бумажки подписали, и все. Даже
гордость за страну появилась, как нас не любят, не то что каких-то
австралийцев...
В саду камней вновь распускаются розы
Ветер любви пахнет как горький миндаль Б.Г. "Пока несут сакэ"
Утро. По Владивостоку около 8, здесь - около 6. Мы втроем - я, Лев и Ира, бежим два больших круга вокруг всей Деджимы - сначала по тиковому настилу набережной, потом немного по цветным каменным плитам причала пассажирских судов, а потом - по парку, по стриженой траве, по газону, по которому бегают все, и тем не менее, он продолжает жить полной жизнью. В воздухе пахнет осенью, цветов мало, трава приобрела желтоватый оттенок, но температура воздуха, после того, как продулся северный вихрь, поднялась, и держится около 20-25-30 градусов тепла.
Народу бегает много. Почти каждый считает своим долгом поклониться на бегу и пропеть слова утреннего привета "О-хайо годзая маас". Тем более мы здесь уже практически старожилы - бегаем второй день.
После двух кругов - утренняя зарядка. Потом душ и завтрак - народ, оставшийся в лодке, варит кофе, потом манная каша, обычно с цукатами. Потом моем лодку снаружи и внутри, и плавпирс по соседству. Изображаем японцев. К половине девятого по японскому времени мы уже готовы стартовать в город.
В первый день народ находился в состоянии глубокого культурного шока, и "тупил" - все ходили за нами с Вадимом, как привязанные. Сегодня уже осмелели, народ гуляет самостоятельно, утром занимают очередь к моему русско-японскому разговорнику, он оказался самый толковый, и уже начинают потихоньку общаться с аборигенами. Вообще народ наш оказался замечательный, хотя культурный шок продолжается.
После полудня едим в японском ресторанчике неподалеку, вполне приличный обед, такой, как я люблю, рис, темпура, овощи, суп с лапшой, обходится в пределах 900-1200 иен, а пива мы не пьем. Поездка на трамвае стоит 100 иен, стоянка в марине (центр города, Деджима харбор, электричество и вода, плавпирсы) для иностранных яхт - бесплатно в течение недели. Мороженое - 170-250 иен, стакан пива - также. Литр дизтоплива - около 120 иен. На весь переход мы потратили около 50 литров, сходим пару раз с канистрами на соседнюю заправку.
И каждый раз в Японии, я пытаюсь понять, в чем дело, как такое может быть, что в родной стране я не могу вечером тихо посидеть в кафе с друзьями, чтобы не ощутить по близости пьяные небритые рожи с полууголовным лексиконом, оставить на улице мотоцикл, машину, да любую вещь, без риска, что его украдут, сломают, раскрасят грязными словами, пройти по ночным улицам без риска нарваться на агрессивную неадекватную компанию. А здесь - могу, и по другому здесь быть и не может. Что здесь нет людей, открыто проявляющих свою агрессивность и злобу, собаки не лают, дети не кричат, все смеются, и поют свое "Иррасяимасе" - добро пожаловать... Зазеркалье, которое повторяется при каждом нашем очередном заходе. Теперешняя моя версия, которая объясняет многое в традициях и поведении японцев - они любят свою землю. Себя, да и других людей, скорей всего - нет, в западном понимании. А землю любят беззаветно, это уходит в традиции веков. Поэтому даже укладывание асфальта возводится в искусство - разные улицы закатывают разным асфальтом, с наполнением белыми камушками, красными, разноцветными... А крышки уличных люков - это просто произведения искусства, с выборочной окраской цветной эмалью. А пресная вода у них - вся питьевая, и фонтанчики на улицах работают, а туалеты все бесплатные, очень чистые, и там все работает тоже. Утром город пахнет мылом, потому что его только что вымыли... И еще - они все - одно. Как еще можно объяснить, что работяга, вечером уходя с работы, оставляет свой экскаватор, инструмент, вплоть до мелких вещей, прямо на рабочем месте, с уверенностью завтра увидеть это снова. Это не государство в западном понимании этого слова - это Семья. В каждом движении - смысл, вся жизнь - на благо любимой страны. Это - дзен, доведенный до своего логического триумфа, и ни один гаэдзин-иностранец никогда и ни при каких условиях не сможет стать равным сыну страны восходящего солнца. Поэтому они так приветливы, они знают про нашу ущербность - для них открыт весь мир, а мы никогда не сможем стать ими.
Пообщались с австралийской парой. Пенсионеры, дети в Австралии, а они - его зовут Норберт, ее Труди, уже четыре года гуляют по Тихому Океану. Мужик спокойный, тетка - веселая, активная. Мужик в основном сидит на лодке, копается, что-то делает, она носится по городу. Рассказала, что они только пришли с Филиппин, очень было жарко. Мы обменялись визитками, лодка называется C'est si bon. Год в Японии. Лодка примерно как наша, только меньше в ширину. Вся корма под тентом. Говорит, что южнее придется практически везде стоять на буях, нужна лодочка. Я говорю, есть. Он говорит, а наша надувная - сдулась... Рассказал нам все про рыбалку на дорад и тунцов, показал снасти, надеюсь, теперь все получится. Говорит, что главные расходы во время похода на яхте - карты и гостевые флаги. Говорит, каждый флаг в австралийском яхтенном магазине стоит 40 долларов, а надо их не меньше десятка. Мы прикинули, что это для нас нереально в принципе, потому что мы не в Австралии, это раз, а во вторых, потому что цена неадекватная. А в третьих, что я, не печатник, что ли? Мы только что скачали все флаги, которые нужны будут по пути, из Интернета, остается распечатать на нашем принтере и закатать в тонкий ламинат.
Здесь есть бесплатный беспроводной Интернет Вай-Фай, который работает возле кафе, что напротив лодки. Только нужно сесть спиной к кафе, иначе принесут воду со льдом, и придется что-нибудь заказать... Австралиец сидит тут же. Завтра буду заниматься лодкой, и надо сбегать присмотреть подержанный складной велик, чтобы был транспорт на лодке.
25 октябряСегодня целый день занимаюсь ремонтом и строительством. С утра,
естественно, пробежка, зарядка, манная каша...
Достал трансформатор, организовал на лодке 220 вольт для работы
электроинструмента. Восстановил леер на входе, сломанный на
переходе, и сделал новый перед плитой. Теперь на плиту упасть скорей
всего не получится. Пытались найти велик подержанный. Бесполезно.
Японцы смеются - говорят, машины "сэконд хенд" бывают, а велосипеды
просто выбрасываем, вторичного рынка нет. Город забит этими
выброшенными великами, ну и пусть валяются, обойдемся. Сделал
профилактику рулевого, смазал тросы и шкивы. Спрятал одеяла
подальше, и не представляю, что делать с остальными теплыми вещами.
Жара, 28 градусов, солнце палит, как летом.
Учим числительные, и уже общаемся по-японски, деваться особо некуда, переводчиков у нас нет, приходится говорить по-японски самим. Ити, ни, сан, ён, го... Австралийцы-соседи, как и мы, собираются уходить в воскресенье. Сегодня пришла японская яхта, примерно 30 футов, крепенькая, с высоким бортом, один японец. Быстро пришвартовался, схватил документы и убежал, видимо, оформляться. Наш народ продолжает гулять по городу, я думаю, они уже больше нашли интересных мест, чем мы с Вадимом за два прихода. Экипаж у нас сложился вполне. Не знаю, как будет дальше, когда мы останемся без Иры Егоровой, она здорово дисциплинирует пацанов. А Леша со Львом ходят, собирают впечатления, и радуются как дети.
Сегодня залезли в халявный Интернет, скачали нужные флаги
(Микронезии, Вануату,..Новой Зеландии) потом распечатали на
принтере. Завтра заламинируем, здесь есть печатный салон неподалеку,
так что проблема флажков решена.
Солярку Лев с Лешей носят по ночам канистрами с соседней
автозаправки. Вчера сходили, принесли тридцать литров, и сегодня
сходят, больше и не надо.
Во второй раз заправщики их встретили как родных, со знанием дела, общались уже по-японски. "Дзюго - дзюго" - в каждую по пятнадцать литров...
Власти, как власти. Как я понял, чем правильней стараешься все делать, тем больше вызываешь вопросов и наставлений, как делать еще правильней. Они сейчас ввели еще одно требование, на каждый переход уведомлять за сутки таможню. Короче, все как всегда.
27 октябряОтправили факсом все бюрократические бумаги для выхода на Окинаву, получили "добро". На Окинаву уходим завтра, в воскресенье. С утра отправим матроса Егорову в Осаку синкансеном (поезд такой, скоростной), в середине дня уйдем. Сегодня по тихоокеанской стороне Японии проходит тайфун, хорошо дует даже в закрытой Нагасакской бухте, осадки нас не достали. Дальше идем вчетвером, суровым мужским экипажем. Пойдем вдоль островов, по архипелагу. Нам дали добро на Гинован, это паблик марина немного северней порта Наха, по пути может еще где остановимся на островах.
Сходили в ун-сэн (баню) при спортклубе. Баня на 10 этаже, есть масса всего, включая ходьбу в теплой и холодной ванне по камушкам, гидромассаж, сауну и даже что-то типа русской парной, с ковшичком и раскаленными камнями. Куча бассейнов, в том числе и на открытом воздухе - на 10 этаже! Очень хорошо. Ира сказала, что раньше она никогда не задумывалась о смене места проживания, а вот после такого, поневоле... На выходе нам вручили карточки членов клуба, персональные, и все удовольствие за 250 рублей.
Пришедшего на яхте японца попросили показать интересные места по дороге на Окинаву, заодно пересняли его карты по маршруту. Сегодня в марину пришла еще одна яхта - английская. Куда идете, спросил англичанин... В Новую Зеландию, ответили мы. О!, так мы ж оттуда идем, говорит. Что, говорим, только что? Не, говорит, года три назад, как вышли...
Смеются, говорят, капитану Куку было хорошо. Пусть у него не было карт, лоций, GPS, связи, нормальных консервов. Это все мелочи. Зато ему не нужны были визы, таможня, морская полиция. Он был свободен, как ветер.
С нашего народа я просто тащусь. Ира Егорова - это понятно, прыгает по городу, успела даже красками порисовать, у нее интересные фотки получаются... Она естественно пользуется общим вниманием - одна у нас. Вадя говорит ей - "ты еще маленькая! Она встает на цыпочки, и говорит, ну что Вы, Вадим, я взрослая женщина!" Лев и Леша рассказали, как ходили втроем кататься на канатной дороге. Местная девушка пыталась провести с ними экскурсию, пока вагончик поднимался. По-японски. Они не понимают. Тогда она достает бумажку и начинает по складам читать по-английски. Лев подошел, забрал у нее бумажку, потом отобрал микрофон. Как они говорят, глаза у девушки стали совсем круглыми. Он, хорошо поставленным голосом, прочитал английский текст в микрофон, пока вагончик ехал, девушка была в жутком восторге, и очень смеялась. А Леша вчера познакомился с местной студенткой, и она сводила его на "базар". Это местная тусовка у студентов, в день, свободный от занятий. Оттягивались там, я так понял, что-то типа КВН.
В марине сейчас стоят - австралиец, японец, мы, и англичанин. Все лодки - круизеры, крепенькие, с радарами, высокими бортами, солнечными батареями, авторулевыми. С берега докричался через забор парень. Медик из Казахстана, работает здесь, изучает японскую систему здравоохранения, учится у местных профессоров. Я, говорит, не мог поверить своим глазам - российский флаг, российский флаг...
В Нагасаки в архиве экспедиции появилось более 2 тысяч фотографий. Не менее сотни из них - просто замечательных.
Очень некоторые из них - здесь...
В наблюдениях за нагасакскими модницами мы пришли к выводу, что самая крутая мода здесь - шорты и высокие сапоги, чаще всего с меховой оторочкой. То есть полоска голого тела с живота, как это было принято во Владивостоке, здесь сдвинута на ноги. От широты зависит, или от чего другого, пока не знаем, не хватает базы наблюдений.