Владивосток - Нагасаки
15 - 21 октября 2007, схема перехода
Экипаж перехода: Ирина Егорова, Алексей Новиков, Андрей Попович, Вадим Хиврич, Лев Зимин 15 октября, 15-40
Закончили оформление документов и вышли в море. Штиль, температура воздуха 13С, воды 15С. Ясно.
16-2243-04.82N, 31-49.59E, Amursky bay;
16 октября, 8-54Ю, ЮЗ слабый, воздух 10С, вода 16, облачно.
У нас все в порядке, вчера была ясная погода, к вечеру потеплело,
утром шел дождь. Много моторили из-за штиля. Солнце вставало из моря
по-японски - красное, лохматое и в форме батона.
Пока акклиматизируемся, поспал после вахты, отправляю письмецо через
Аляску, с утренним прохождением.
41-46.57N. 131-50.44E, С начала перехода 78 миль
19-20 Вода уже прогрелась по ходу с 14 до 18.5С. Идем на юг, ветер в спину, небо ясное...17 октября, 8-45
Дизелек пришлось покрутить, хочется побыстрей в тепло. Сожгли полсотни литров топлива. Но вчера уже в середине дня нас подобрал антициклон, с тех пор только под парусами. Северо-восток, 5-8 мс, бакштаг левого галса. Круглосуточно несем все, что можем, включая топсель. Бежим постоянно пять узлов, иногда до 7, на попутной волне, что еще нужно для полного счастья. Вода уже 16-18С, воздух ночью 12, днем до 19. Ночью пока приходится серьезно одеваться.
12-0339-52.60N, 131-38.39E, За сутки 115 миль
16-05Идем под всеми парусами, включая топсель, с попутным ветром. Ветер хорош, до 10 метров, лодка бежит в среднем 5-7 узлов, волна, гики раскреплены завал-талями. Народ поукачался, и стремится сидеть на палубе, так что внутри просторно. Уже привыкли к системе вахт, надеюсь, сегодня будет вечерний фильм. Сегодня стали появляться пароходы, видимо - рыбаки, в эфире - русская речь. Вода уже 19С, воздух днем 17, ночью 10-12. Вчера прилетели четыре мелких пичуги, садились на руки, на плечи. Синички, и еще какие-то, типа мухоловок. Похоже, они в море все так себя ведут. До сих пор не навел порядок в каюте, сплю в уголке, возле груды снаряжения.
Лев и птичка 16-50
Курс изменен на 210-220, в сторону острова Уллындо, чтобы получить благоприятные ветры через пару дней, когда в Японском море сформируется циклон.
Метео 20.10.07. Прогноз развития циклона 18 октября 4-00
В конце вахты Новикова (с 20 до 00) ремонтировали оковку грота-шкота. Лопнул по сварке обушок, наложили бандаж из капронового фала.
8-52Бежим под всеми парусами 5-6 узлов, воздух с утра 16, вода 21. Ветер северо-восток 5-7 мс. Тепло, ночью светло от кальмароловов. Родина зорко следит за нами, полчаса назад нас вызвала яхта "Ангел", идущая в Пусан и передала прогноз (З, ЮЗ 18 метров) и привет от Хромченко.
To: "Eugeny Hromchenko"Subject: from CHAVA
Час назад с нами связалась яхта "Ангел", передала прогноз и рекомендации. Они уже на подходе к Пусану. Мы с 16 часов 17 октября поменяли курс на 220, поскольку также имеем прогноз о циклоне и хотим получить благоприятный ветер на переходе. Прогноз получаем по радиомэйлу в виде векторной метеокарты с ветром, давлением и температурой, у вас во Владике похолодает до +3 и свистеть будет неплохо. Сочувствую.
12-0538-09.43N, 130-40.73E. За сутки 111 миль
19-50Мы прошли остров Уллындо, идем под корейский берег, дальше под берегом к Корейскому проливу.
У нас заболел Лев Зимин. Похоже, на фоне морской болезни у него обострение... (симптомы, просьба о консультации с врачом). Диагноз поставили по книжке* - острый холестицит, дали ношпу, баралгин, ампицилин. Фиг его знает, ампул нет, а таблетки не эффективны из-за рвоты. Будем идти вдоль южнокорейского берега, можем, конечно, зайти к ним за срочной медпомощью, если припрет, но очень бы не хотелось. Сейчас уложили, вроде полегчало, успокоился. Приступ продолжался больше трех часов. Может мы тут и зря паникуем, парень давно ничего не ел, а тут съел борща тарелку с перцем, ему сразу и заплохело. Может чувствительность повышенная.
(*В. Попович. Медицинская помощь плавсоставу.) 19 октября 8-10Видимо мы попали в точку. Лев поспал и все прошло. Ночью поймали пару кальмаров на ходу, пока шли через поля кальмароловов. Высплюсь, буду делать. Вода уже 25.
12-0236-32.61N, 129-55.61E. За сутки 103 миль
16-24Я, наверное, попробую делать такие путевые сообщения циркулярного
характера, каждый день не обещаю.
В целом все идет по плану. В первые сутки пришлось покрутить дизелек
из-за маловетрия, спалили 50 литров топлива. А дальше - как по
рельсам, одним галсом в бакштаг, с ветром 7-10 м.с. Несли всю
парусину, включая топсель, который убрали только вчера вечером,
когда пошли шквалы от надвигающегося фронта.
Зимний муссон уже практически сформировался, так что попутных ветров нам должно хватить надолго. Для прогнозирования обстановки используем GRIB -файлы, которые предоставляет система связи winlink. Через нее я сейчас и пишу. Уже в среду, 17 октября, у меня было метео об ухудшении погоды, и выходе приличного циклона на акваторию Японского моря. Мы сразу поменяли курс на 30 градусов вправо, чтобы уйти под корейский берег, оставив остров Уллындо по левому борту. Благодаря этому, вчера мы оказались вблизи Кореи, а сегодня с утра, получив западняк с хвоста циклона, бежим вполветра, полный бейдевинд в сторону Корейского пролива со скоростью по GPS больше шести узлов. Относительно воды - около 7-8.
Старая зыбь с юго-востока, ветер с запада, от прекрасно наблюдаемого берега, небо с характерными признаками прохождения холодного фронта. Пока дует стабильных десять метров, но к вечеру будем рифиться. Сегодня ночью, между дождевыми шквалами, поймали пару кальмаров. Здоровые, не чета кальмарам залива Петра Великого, готовим завтрак.
В среду утром услышали на 16 канале русскую речь. Яхта "Ангел" вызвала нас и сообщила прогноз, как он сказал - "платный" и более точный, подтвердивший расчет американского компьютера. "Ангел" пролетел мимо так, что мы и не разглядели его. 8 узлов под двигателем, помогая парусами. Он спешил в Пусан до ухудшения погоды и рекомендовал нам тоже поспешить. А где-то во Владике, руководство ФПС прокладывает наши курсы, "навалившись на планшет". Приятно, что Родина присматривает за нами.
Сын Митя написал, что во Владике уже вчера дуло 20 метров, а сегодня ждут дождь со снегом и 3 градуса. В общем, пишет, "вы вовремя убрались". Здесь вода 24-25, воздух сейчас 18. Отличная видимость, впервые так хорошо вижу Корею, а Уллындо раньше вообще не видел. Осеннее Японское море, это совсем не то, что весенне-летнее. Только пичуги мелкие все также прилетают пачками, садятся на руки, плечи, ищут защиты и тепла. Шкодные такие, синички, и зеленые такие же мелкие.
Экипаж находится в работоспособном состоянии, хотя кое-кто заметно укачивается. Вахты стоим классические, 4 (часа) через 8, по двое. Капитану пары не досталось... На палубе работа только в сбруе. Сегодня проводили учения по спасению утопающего, ведро успешно выловили, несмотря на погоду и зеленый цвет.
Ага, зарифились уже в полдень, для комфорта. Ветер усиливается и должен отойти. С нами наперегонки разбегаются по гаваням кальмароловные шхуны. Дует пока 13-15 метров, волна около 2 м, бежим в галфвинд вдоль Кореи. Кальмары получились все равно жестковатые...
Дельфинов пока не видели, зато много солнца.
20 октября 12-0534-43.91N, 129-39.35E. За сутки 110 мили
Вчера подуло, с тех пор идем на боку, хорошо идем. Ветер 12-16 мс, вчера несли в галфвинд-бакштаг стаксель и фок, сегодня ветер чуть поменьше, до 15 мс, еще и грот, зарифленный на вторую полку. Лодка идет мягко на волне и не лежит на руле, во всяком случае, четыре часа вахты рулится без напряжения. Впереди видно Цусиму, море покрыто пеной. Солнце светит, правда, холодно - с утра было 12 градусов, зато вода - 24. Как-то зима резко взялась нас догонять, надеюсь, снегом нас здесь не засыплет. Волнение сильное не разгоняется, ветер от недалекого корейского берега. Ветер шквалистый, несколько минут дует стабильных 14 метров, потом, примерно столько же - 9. Соответственно, парусов приходится нести на верхнюю границу ветра, и средняя скорость невелика. В такую погоду, тем не менее, море заполнено кальмароловами, ночью все светилось, как днем. Стоят на плавучих якорях, качает их, страшно смотреть. Сегодня в эфире два наших парохода договаривались о встрече. Один из них поломался, дрейфует в море без главного двигателя. В начале суток, на моей вахте, мы "выскочили на шельф". Глубины из километровых стали сразу меньше 160 метров. Ветра нам должно хватить до выхода из Японского моря. Народ, свободный от вахты - в койках, во избежание травм и разрушений интерьера. Кое-что, конечно, уже переломали по мелочам, а кастрюлю борща вывалили под пайолы. В лодке - гадюшник, пора звереть и строить всех подряд.
Я полагаю в районе 16 часов подойти к островам Цусима и идти дальше под их прикрытием.
Капитан на вахте. 16-00
Мы возле Цусимы, прибежали на сутки раньше графика, лодка бежала в тепло как перепуганная. Правда здесь не тепло, 15 градусов, мерзну на вахте, хорошо хоть циклон продулся. Сегодня народ ожил, под прикрытием острова, стали есть, и смотреть кино. Посмотрим, как дальше.
Когда ветер перестает, от моря пышет жаром, 25 градусов! Идем дальше под одним фоком и стакселем, нам быстро не надо. Еще одна птичка прилетала погреться на лодку.
Теперь у нас проблемы со временем. В субботу-воскресенье власти в Нагасаки - выходные, так что факс в береговую охрану я засылал с временем прибытия 20-00 воскресенья (по Владивостокскому времени). Мы никуда уже не спешим, до Нагасаки около 100 миль.
Вечер в море, у Цусимы. 21 октября 12-01
33-06.53N, 129-24.20. За сутки 98 миль
Лев пишет:
Шестые сутки в море. Подходим к Нагасаки. Сегодня поел три раза! За предыдущие 5 суток тоже три раза- по разу первые три дня. Адаптировался к качке. Потом два дня была плохая погода, аппетит было появившийся, как то пропал. Совсем пропал, даже чувства голода не было. Просто не надо организму еды и все. Только воды немножко. Морская болезнь - чудесное средство для похудания. Рекомендую.
А вообще, мне в море нравится. Такое разнообразие ощущений! Взаимодействие жидкого , газообразного и твердого вещества, преобразованного силой человеческого разума в определенную конструкцию, рождает управляемое движение. Магия, да и только! И ты , в центре этой системы сложения векторов сил и эмоций! Супер! Одни звуки чего стоят. Звуки возникают при взаимодействии воздуха и воды, воздуха и лодки, воды и лодки, лодка сама звучит различными частями, и конечно, звуки возникают при взаимодействии человека с различными частями лодки, особенно - с твердыми и острыми. И чем сильнее ветер, тем громче все эти звуки.
Что мы слышим при скорости ветра около 5 м.с.? Легкие всплески волн, может быть заполощет парус, море шелестит, расступаясь перед форштевнем и мелодично булькает, пуская струи вдоль бортов, поскрипывают блоки от недостатка нагрузки. А человек? А раскайфованный человек будет держать штурвал двумя пальцами одной руки, в другой руке он будет держать кружку с чем-нибудь вкусным и единственными звуками, которые он будет издавать, будет маловнятное мычание почти в такт той песне, что будет глушить его через наушники плейера.
А что мы услышим при ветре в 15 м.с. и больше? Никаких шелестов и мелодий. Совсем другая тональность. Рев обрушивающихся волн, свист ветра в снастях, что потоньше и гул в тех, что потолще. Паруса, те что еще стоят, сбрасывая ветер, оглушающее хлопают задними шкаторинами, заставляя мелко вибрировать весь корпус. Фалы звонко цокают о мачты . Волны мощно бухают в борт, лодка взлетает на волне и днищем гулко бьется о воду. Летят брызги и шипят , разбиваясь о палубу.
А человек? Человек обеими руками вцепился в штурвал, ноги
раскинул пошире, пытаясь попрочнее распереться в кокпите. Сейчас ему
не до песен. Вибрация через руки, через ноги, проникает прямо в
мозг, брызги летят в лицо, приходится отплевываться, но соль уже
давно во рту. Хочется пить. Лодка взбрыкивает на волнах, как
мустанг. Ого! Так и вылететь не долго. Хорошо страховочный фал есть.
Штурвал удерживать все труднее. И вот человек во всю мощь своих
легких рождает звук. "Наро-о-о-д!!!",орет, перекрикивая море и
ветер, "Лодка на руле-е лежи-и-т!!! Давай грот убере-е-м!!!" Народ
нехотя зашевелился в койках. Хоть не очень-то и поспишь в такую
погоду - попробуйте-ка поспать в железной бочке, которую трясет,
качает, подбрасывает, и по которой регулярно бьют деревянной
колотушкой, но в койке все лучше, чем на ветру под брызгами.
-Дава-а-й, быстрее!!!-, прорывается в каюту звук. Сбрасывая остатки
дремоты, народ зашевелился быстрее, повылазил из коек. У тут
начинается взаимодействие человека с острыми и твердыми частями
лодки. И рождаются звуки, и летят звуки, заглушая море и ветер, в
вечность.
Народ выбирается наверх, по очереди пристегивая страховочные фалы к
поручню. Ветер в три секунды содрал с народа коечное тепло и швырнул
в море. Народ замерз и быстро убрал грот.
-Ну, как?! - спросил народ человека у штурвала.
Лодка без грота идет медленнее, на волне почти не прыгает, крен
меньше, брызг меньше, штурвал держать легко, можно даже одной рукой.
-Отлично!!-, ответил человек и полез свободной рукой в карман за
плейером,- просто замечательно!! Дайте человеку попить!
Идем в японских территориальных водах, за ночь пробежали под фоком и стакселем остаток Корейского пролива от Цусимы до островов Гото. Снасть на кальмара оборвалась, когда на нее повесился один ну очень большой. Куски щупалец остались на верхней кальмарнице, все, что ниже - ушло... Лодка стала бегать очень быстро, трудно в таких условиях что-то ловить.
Женя Милованов прислал рецепт - как правильно готовить кальмара. (Честно пишу, до сих пор не попробовал)
«Кальмар не чистить никак. Запустить ему под шиворот широкую заострённую палочку в виде линейки до самого хвоста и вытянуть все потроха вместе с головой (можно любым другим способом, но с той же целью). Удалить самую длинную железу, которая идёт со стороны брюха от самого начала до хвоста из которой они выпускают чернила. Остальное вставить обратно и в таком виде запекать. Затем нарезать кружочками и подавать к столу.»
Вадя сейчас настраивает удочку для троллинга, чтобы ловить на ходу. Здесь холодно, каких-то 15 градусов. Вода - 25. До Нагасаки 30 миль, пишу в 11-30, перед вахтой, скорей всего прохождение будет после 16, тогда и отправлю.
16-00Алексей и Ирина купались на ходу. вода 25С, воздух 20С. Ясно. Ветер переменных направлений, слабый.
Ловля акул на живца... почти по Джеку Лондону. 20-07
Прошли границу порта Нагасаки. Паруса убраны, двигатель. Вы будете смеяться, но мы пришли в Нагасаки почти по графику, опоздав на 7 минут от заявленного японцам срока.
Нагасаки, мост через бухту. 21-15
32-44.60N, 129-52.22E. Dejima harbor wharf
Нагасаки. Деджима.
Переход Владивосток – Нагасаки 650 морских миль по ген. курсам, (663 морских мили, реально пройденных по GPS)пройден за 6 суток и 4 часа со средней скоростью 4.4 узла.