Рангоут
В деталях использованы традиционные методы - шнуровка, крепление мягкими капроновыми линями вместо дельных вещей из нерж. стали. Это позволяет рангоуту выдерживать заметно большие нагрузки, чем в варианте использования оковок из нерж. стали на рангоутном дереве. Это, кроме того, снижает цену и вес изделия.
Мачта и гик - пустотелые, набранные из реек "в паз" и выглядят "полосатыми", благодаря чередованию реек из различной древесины - кедра и тополя. И та и другая древесина - легкие породы, тополь, как твердая порода, обеспечивает жесткость. Такая специфическая компания получилась только из-за того, что склады в наших местах не торгуют спрусом, а кедр - невысокого качества. Я тщательно отобрал древесину из того, что они называли "кедром", тем не менее, нуждался в усилении изделия. Твердая порода нужна была в торцах и участках усиления пустотелого рангоута, а также в ответственных зонах по осям 45°, для чего и был выбран тополь, только из-за его доступности.
Ликпаз сделан из пластиковой трубы, с прорезанным продольным пазом. Труба приклеена к мачте эпоксидным компаундом, переходы заполнены той же смолой и скруглены. Это эксперимент с очень недорогой и легкой трубой. Если этот вариант не пойдет, в запасе всегда есть вариант ликпаза из карбоновой или алюминиевой трубы.
Взгляд на торец гика проясняет его наборную пустотелую конструкцию. Восьмиугольная сердцевина в торцах из кедра, и набор из реек тополя и кедра, соединенных в паз.
(Эти породы оказались под рукой в Вирджинии, где Дикс мастерил рангоут.)
Одно из преимуществ деревянной пустотелой мачты, имеющей герметичную полость - большая положительная плавучесть. В тестировании лодки на опрокидывание, проведенном на днях, мачта удерживала на поверхности паруса, и не давала лодке перевернуться - большое преимущество для тренировочной лодки, которая будет время от времени "киляться" без постоянного присмотра спасательного судна. Конечно, недостатки тоже есть, герметичность рангоута не дает возможности сделать внутреннюю проводку фалов.
Карбоновый топ был отформован на пенопластовом болване, который после затвердевания смолы был удален растворителем. Я взял лист пенополистирола для изоляции толщиной 5 см, нарезал полосы нужной ширины, и собрал в пакет клеем ПВА. Потом с помощью наждачной бумаги я придал ему необходимую форму - но сделал болван немного меньше, чтобы компенсировать толщину будущего карбонового ламината на готовом изделии. Потом я обернул болван слоями карбона, уменьшая их количество к топу. Исходя из теперешнего практического опыта, нужно было оставить пену внутри мачты и загерметизировать ее открытые торцевые участки. Хотя рангоут и плавает прекрасно, но топ наполняется водой, и это требует дополнительных усилий при постановке лодки на ровный киль после переворачивания. Во втором, длинном топе, предназначенном для "Турбо" варианта вооружения, пенопласт оставлен, я занимаюсь его изготовлением сейчас. Карбоновые топы просто надеваются на топ деревянной мачты. Карбоновые топы, надо сказать, высокотехнологичные узлы, которые выглядят диссонансом среди общей простоты конструкции, но представляются резонным решением вопроса двух вариантов длины мачты. Мне хотелось иметь одну базовую мачту с одним комплектом дельных вещей, которую можно сделать разных размеров, просто поменяв карбоновый топ.
Вариант "ЛАЙТ" - может использоваться без стоячего такелажа яхтсменами небольшого веса или с маленьким опытом. Такой вариант позволяет мачте свободно гнуться, сбрасывая ветер из паруса при его усилении. Для человека, готового к увеличенным нагрузкам, нужно поставить форштаг, дающий жесткость мачте, значительно добавляя в силе тяги паруса. Мачта устанавливается в носовой степс, обеспечивая центровку лодки с одним гротом.
Варианты вооружения с увеличенной парусностью ("СТАНДАРТ" и "ТУРБО") подразумевают установку мачты в кормовой степс и стоячий такелаж - верхние и нижние ванты. Верхние крепятся к балкам передних кромок "крыльев" корпуса, нижние шнуруются к планширям, распределяя нагрузки на обшивку корпуса, планширь, и Х-бимс.
Одним из моих экспериментов в проекте стал стоячий такелаж. Форштаг, описанный выше, трос из нерж. стали, вшитый в переднюю шкаторину кливера. Я подготовил комплект таких же вант, сделанный из компонентов, приобретенных в местном маркете. Однако я сделал еще один комплект, из двухмиллиметровой оцинкованной проволоки для ограды, тем же способом, как показал мне отец, когда, будучи подростком, я вооружал свою первую лодку. Цена такого варианта стоячего такелажа составляет меньше 10% от версии из нержавейки и может быть сделана в любой мастерской, имеющей тиски, ножницы для резки проволоки, и пару плоскогубцев. К вопросу о долговечности - последний раз я видел его тогда, примерно через семь-восемь лет еще вполне в жизнеспособном состоянии. Здесь есть такой момент, что оцинкованную проволоку нельзя сворачивать в бухту. Так что я оставляю свои ванты пришнурованными к мачте, когда этот рангоут не используется. (До этого момента, ванты из нержавейки продолжают оставаться на дне парусной кисы, нетронутые).
Корпус
Прототип Paper Jet в недостроенном виде.
Обратите внимание на развитую килевую балку, швертовый колодец и солидный поперечный набор из фанеры, обеспечивающие жесткость легкого корпуса.
Корпус собран по технологии "скрепки-клей" - с некоторыми отличиями. Для лодки использована фанера толщиной 4мм, и требует более развитого набора, чем обычно, при постройке подобных лодок из более толстой фанеры.
Набор выполнен в виде килевой балки, проходящей через всю длину лодки и связывающей корпус и палубу решетчатой фанерной структурой. Несколько стрингеров небольшого сечения установлены для усиления днищевого листа, также как и участков палубы, в зонах риска, когда экипаж отцепляется от трапеции на смене галса.
Обычно сборка небольших лодок по этой технологии не требует стапеля и предварительного монтажа набора на нем. Но это не подходит в этом случае: набор лодки должен быть надежно закреплен, чтобы зафиксировать форму корпуса до этапа монтажа гибкой и легкой обшивки корпуса.
Палуба и верхние панели крыльев также собраны по технологии "скрепки-клей".
"Паук" придает лодке яркий облик, является ее армирующей основой, соединяя в единое целое корпус и рангоут.
Несущий Х-образный бимс полностью собран из фанеры, он соединяет лодку в единое целое. Усиленные пяртнерсы также являются частью этого "паука", распределяющего поперечные нагрузки на корпус и палубу.
Для планширей и передней кромки крыльев был применен кедр, чтобы выдержать весовую дисциплину. Сверху кедровые рейки закрыты накладками из тополя для зрительного контраста, а также, чтобы добавить прочности и жесткости.
В результате вес готового корпуса составил 90 фунтов - 45 кг.
Обводы корпуса Paper Jet представляют собой неглубокое V с плавным входом, в плане - корпус имеет форму клина.