Dudley Dix Yacht Design

 PROFESSIONAL BOATBUILDER, DECEMBER/JANUARY 2008

One Hull Fits All
by Dudley Dix

Один корпус, подходящий для всех
Яхтенный дизайнер сделал проект для себя и разработал парусный швертбот-скиф для постройки из набора комплектующих, который включает три варианта рангоута, подходящие для широкого круга любителей паруса, от новичков до экспертов.

Этот проект зрел в моей голове много лет. Идея была заложена, во время моего участия в комитетах по развитию парусного спорта на моей родине, в Южной Африке. Я обнаружил нужду в достаточно универсальной парусной лодке для тренировок, способной заинтересовать новичков и привлечь их в парусный спорт. По достижению этого уровня, лодка должна подталкивать свой экипаж к активной практике и быстрому росту мастерства. Эта лодка должна быть быстрой и обеспечивать "драйв", отсутствующий, по моему мнению, у многих существующих спортивных классов.

Другая замеченная проблема - лодки становятся слишком дорогими, и это часто становится барьером для заинтересованной семьи.

 Dudley Dix’s Paper Jet 14 (4.1м) под стандартным парусным вооружением. Верхняя часть мачты белого цвета - карбоновый топ, который заменяется дополнительной секцией мачты для варианта "Турбо".

Среди общей тенденции на вложение денег в высокозатратные гонки мирового уровня, дающей хороший пиар и другие "бонусы" для тех, кто способен приобрести современные гоночные лодки, обязательно должна существовать дорога для молодых яхтсменов, с самых низов, чтобы пройти путь наверх. Без этой возможности всего этого "сэйлинга" не будет из-за отсутствия экипажей. Потерянные повсюду в мире флотилии швертботов начального уровня должны быть возрождены.

Размышляя таким образом, я постепенно разработал концепцию дизайна. Перенесенная на бумагу, она стала приобретать более определенный вид. Проект, изначально ориентированный для начинающих яхтсменов, получил в процессе проработки новые неожиданные достоинства.

Как уже было сказано выше, мой тип лодки долго дозревал в стадии идеи.

Только один раз до этого я выступал в роли заказчика своего собственного проекта, что в результате стало самым удачным семейством моих проектов. Мне нужна была легкая яхта для гонки через Южную Атлантику. Так была спроектирована Didi 38 (11,5 м), была построена лодка-прототип "Блэк Кэт", дважды пересекшая Атлантику, прежде чем чертежи проекта были готовы для других строителей. В процессе проектирования и строительства я разработал свой вариант технологии изготовления корпуса с радиусной скулой, распространившийся в серии проектов, в диапазоне от Didi Mini - гоночной яхты для МиниТрансата, до DH550 - 16.75м катамарана. Сотни лодок уже построены по этим проектам и "бороздят просторы Мирового океана".

Ключевым моментом такого результата была свобода думать нестандартно и делать вещи по-другому, что подвигает проверять новшества и концепции на себе, а не на проекте для "стороннего" клиента.

В этот раз мой проект был назван Paper Jet 14. 14 - длина корпуса в футах, или 4.1м. (Paper Jet в дословном переводе - реактивный бумажный самолетик, бумажная ракета). В процессе проектирования лодка приобрела очень современный и довольно радикальный образ. Каждый аспект лодки прорабатывался на предмет соответствия времени, в то же время с возможностью сборки лодки судостроителем-любителем.

В этот момент я жил в Южной Африке. Нарезанный компьютером комплект фанерных заготовок был уже готов, когда вмешалась эмиграция в Вирджинию, так что дело пришлось отложить в долгий ящик, пока из точки в точку передвигался контейнер с домашним имуществом и фанерой этого проекта в том числе. В это же время два других набора были порезаны для строителей в Южной Африке, которым пришлось разбираться самостоятельно, как можно построить эту штуку. Оба они столкнулись с проблемами в процессе сборки. Когда я стал собирать свой комплект в Вирджинии Бич, то уперся в те же вопросы, с которыми удалось разобраться и найти решения проблем. После того, как начальная задержка была преодолена, строительство моего прототипа быстро продвигалось.

>

Особенности этого комплекта для постройки
  • три разных варианта парусного вооружения для людей с разным парусным опытом и возможностями.
  • современный минимальный корпус парусного скифа
  • быстрое катание в океане брызг (Дикс - большой поклонник такого развлечения)
  • он ориентирует этот проект для клубного сэйлинга

Когда я занимаюсь строительством своих собственных лодок, суровая реальность поиска ресурсов и приобретения материалов и оборудования всегда встает передо мной в первую очередь. В этом проекте специальное внимание было уделено этому вопросу, лодка должна была спроектирована так, чтобы ее могли построить из материалов, доступных в типичном пригородном строительном складе-магазине. Иногда мои походы в местный гипермаркет приводят к тому, что я нахожу совершенно другое применение для вещей, созданных для определенных целей. В течение этой фазы концепция продолжала меняться. Лодка сохранила современный вид, но приобрела и некоторые свойства, позаимствованные от более традиционных судов. В основном это касается деталей рангоута, адаптированных с традиционных гафельных лодок. Готовый аппарат появился из моего гаража в результате взаимодействия старых методов и современного стиля, с массой привлекательных деталей, подталкивающих к аккуратной качественной сборке.

Еще раз: Paper Jet 14 была спроектирована для использования людьми с самым разным парусным опытом. Я представлял себе лодку, которая позволит клубу проводить гонки в этом классе - обеспечивая этим путем "драйв" от сэйлинга для продвинутых парусников - в это же время позволяя "частникам" с меньшим опытом совершенствовать свой опыт на точно такой же лодке.

И свойства, вложенные в эту лодку при проектировании и направленные на участие в клубных гонках будут давать многосторонние варианты для семейного использования: как снаряд для опытного яхтсмена, чтобы полетать через залив, или, после смены рангоута на меньший, как лодка для новичков и детей, чтобы ходить под парусами.

Дух простоты проекта виден во всем -
удлинитель румпеля сделан из отрезка бамбука,
соединенного с румпелем куском гибкой пластиковой трубы
и болтом из нержавейки.

Я добивался этой универсальности путем использования компонентов, состоящих из модулей. Деревянная мачта дополнена двумя сменными топами из карбона и комплектом из двух парусов - гротов разных размеров. Все это, дополненное кливером и ассиметричным спинакером с выдвижным бушпритом, и применяемое в разных комбинациях, дает три индивидуальных варианта вооружения. Мачта имеет опору на уровне планширя в виде Х-образного бимса, распределяющего нагрузки, дающего жесткость корпусу, и позволяющего устанавливать мачту в два положения.

следующая страница >>>