Вы будете перенаправлены на новую страницу через 5 сек.
Если это не происходит, пожалуйста пройдите по ссылке http://chava.ru/bad_weather.html Управление яхтой в плохую погоду
То, о чем хотелось бы сказать предварительно Моряки всегда склонны приврать. Это касается и новичков, зеленеющих от одного вида моря, и просоленных ветеранов, пишущих руководства по штормованию после пары кругосветок. Свежий бриз в их интерпретации становится штормом, пятиметровое волнение вырастает вдвое, а тяжелые круизные лодки с длинными килями глиссируют сутками на попутной волне, или успешно лавируются в десятибалльную погоду. Поэтому при анализе "правдивых" историй всегда стоит сделать скидку на это, и принимать для анализа только подтвержденные факты. Мы не будем рассматривать здесь общие и хорошо
известные требования хорошей морской практики, такие, как готовность
лодки и экипажа к плохой погоде, планирование перехода, оценка наименее
опасного направления движения атмосферного фронта, изменение курса,
своевременное взятие рифов и прочие нужные и вахные вещи. Речь здесь
идет о вариантах управления небольшой парусной лодкой в условиях
настолько плохой погоды, что капитан принимает решение приостановить
выполнение планового перехода и начать штормование. Чего мы хотим добиться - СТРАТЕГИЯ 1. Наша лодка не должна быть опрокинута. Необходимо исключить также серьезные повреждения жизненно важных узлов - водотечность корпуса, потерю рангоута, поломку рулевого устройства, . 2. Мы не должны проходить шторм, постоянно управляя вручную. Даже яхта, идущая с полным экипажем, может столкнуться с нехваткой рук из-за морской болезни и усталости. Если экипаж состоит из семейной пары, что характерно для круизеров, или мореплавателя-одиночки - им точно нечего делать на палубе. 3. Мы не должны полностью полагаться на рулевой автомат, который может выйти из строя. Не стоит также рассчитывать на двигатель и точный метеопрогноз. Это лишь некоторые следствия из закона Мерфи, о котором нужно помнить всегда - "Если неприятность может произойти, она случится в самый неподходящий момент". 4. Необходимо исключить или минимизировать тяжелую работу с плавучими якорями, буксируемыми концами, штормовыми парусами, опасными походами на бак и другой эквилибристикой на палубе. Просто из соображений экономии сил и хорошей морской практики. Из этого пункта вытекает следующий - посвященный заботе об экипаже... 5. Экипаж должен находиться в относительном комфорте. Это значит, что динамические нагрузки на корпус не должны выколачивать дух из людей, экипаж должен (большую часть времени!!) находиться в безопасных условиях внутри лодки, пить какао и обсуждать варианты лучших переводов хоку, а не изображать героев на палубе, судорожно сжимая в руках штурвал и вглядываясь воспаленными от потока встречных брызг глазами в набегающие волны. Еще более неприятная и потенциально опасная ситуация, которую следует исключить при разработке тактики, связана с авральными работами в таких условиях, когда один куда-то рулит, а второй вынужден что-то делать на палубе в одиночку, в темноте и под душем брызг. 6. Критическое использование чужого опыта
и анализ собственных экспериментов в море. 7. Принимать решения после холодного
анализа обстановки, не поддаваться стадному чувству. Способы решения задачи - ТАКТИКА Изучение основоположников не выявляет логичной последовательности применения различных тактик по мере ухудшения погоды, мало того, во многом авторы противоречат друг другу. Поэтому варианты штормования перечислены в порядке, предлагаемом Хэлом Розом, (он мне нравится больше других). В своей книге "Handling storms at sea" Хэл предлагает использовать при подходе шторма следующую последовательность штормовых тактик, которые следует пробовать по очереди, по мере усиления непогоды: 1. Рифление грота "вглухую", уменьшение площади
носовых парусов (6 баллов, скорость ветра 22-27 узлов) Хэл называет их методами внутренного контроля - onboard control methods, в отличие от методов внешнего контроля - off-boat control methods, которые выделены в отдельную, пятую категорию: 5. Использование парашютного якоря, отданного с носа, или дроги, отданного с кормы, для того, чтобы остановить, или замедлить движение лодки (10 баллов, 48-55 узлов, и более.) Примечание: Подход довольно консервативный и предназначен для однокорпусников от 30 футов, сила ветра в порывах обычно превышает указанные в полтора раза. Кратким анализом пяти этих методов, преимуществ и недостатков каждого из них мы займемся несколько позже и отдельно. О штормовых тактиках 1 - Рифление О штормовых тактиках 2-3 - Дрейф под парусами и под голым рангоутом
|
Последнее добавление 8 ноября 2015
© Андрей Попович