предыдущая страница>>>

Практический пример 2.

Расследование 2014

шхуна "Чава", коррозия сальника и гребного вала

 История следующая: В зиму 2012-13 годов на лодке была проведена замена двигателя и вала, кроме того, самодельный маслонаполненный сальник гребного вала был также заменен на "необслуживаемый" PSS. В том же 13 году лодка ушла в очередной дальний поход, во время которого сальник начал течь. Мало того, в процесс эксплуатации выявились опасные особенности PSS - упорный фланец из нерж. стали дважды самопроизвольно сдвигался по валу, открывая доступ в корпус для морской воды. Осенью 14 года, когда лодка была поднята на зимовку во Владивостоке, узел был разобран для выяснения причин проблемы.

Для общего понимания разберемся, как работает этот сальник.

Цифрами обозначены:

1. Графитовый (карбон) фланец
2. Уплотнение (два кольца из нитрила - резины БМС)
3. Ротор из нерж. стали
4. Фиксаторы ротора на вале (два резьбовых отверстия, по два фиксатора на отверстие)
5. Хомуты нерж. для фиксации гофры (4 штуки, по две на сторону)
6. Гофра из нитрила.
Темно-серым цветом обозначена вода, светло-серым - воздух.

Принцип работы прост - Ротор закреплен на вращающемся гребном валу так, чтобы карбоновый фланец с небольшим усилием прижимался к нему. На стыке карбонового фланца и нерж. ротора и обеспечивается герметичность сальника.

Сам сальник выполнен очень красиво, и действительно вообще не течет при установке. Компания позиционирует себя мировым лидером морских уплотнений, в общем, придется сначала искать проблему у себя.

После разборки узла выяснилось, что рабочая поверхность ротора сильно повреждена коррозией. Глубина раковин доходила до 1 миллиметра.

 

Соскальзывание ротора из-за ослабевшего крепления также связано с активным процессом коррозии на фиксаторах.

Ремонт узла сальника был не очень сложным. Пришлось отшлифовать заново рабочую поверхность ротора для восстановления его герметичности. Однако нужно было найти причину коррозии и исключить ее в будущем.

следующая страница