Один корпус, подходящий для всех. Д. Дикс

Новости


chava.ru

История

Проекты

Цены


Статьи

Ответы

Яхтклуб

Ссылки


Контакт

Вы будете перенаправлены на новую страницу через 5 сек.
Если это не происходит, пожалуйста пройдите по ссылке
http://chava.ru/pjart.html

PROFESSIONAL BOATBUILDER
  DECEMBER/JANUARY 2008

One Hull Fits All
by Dudley Dix

Один корпус, подходящий для всех
Яхтенный дизайнер сделал проект для себя и разработал парусный швертбот-скиф
для постройки из набора комплектующих, который включает три варианта рангоута, подходящие для широкого круга любителей паруса, от новичков до экспертов.

Этот проект зрел в моей голове много лет. Идея была заложена, во время моего участия в комитетах по развитию парусного спорта на моей родине, в Южной Африке. Я обнаружил нужду в достаточно универсальной парусной лодке для тренировок, способной заинтересовать новичков и привлечь их в парусный спорт. По достижению этого уровня, лодка должна подталкивать свой экипаж к активной практике и быстрому росту мастерства. Эта лодка должна быть быстрой и обеспечивать "драйв", отсутствующий, по моему мнению у многих существующих спортивных классов.
Другая замеченная проблема - лодки становятся слишком дорогими, и это часто становится барьером для заинтересованной семьи.

Dudley Dix’s Paper Jet 14 (4.1м) под стандартным парусным вооружением. Верхняя часть мачты белого цвета - карбоновый топ, который заменяется дополнительной секцией мачты для варианта "Турбо".

Среди общей тенденции на вложение денег в высокозатратные гонки мирового уровня, дающей хороший пиар и другие "бонусы" для тех, кто способен приобрести современные гоночные лодки, обязательно должна существовать дорога для молодых яхтсменов, с самых низов, чтобы пройти путь наверх. Без этой возможности всего этого "сэйлинга" не будет из-за отсутствия экипажей. Потерянные повсюду в мире флотилии швертботов начального уровня должны быть возрождены.

Размышляя таким образом, я постепенно разработал концепцию дизайна. Перенесенная на бумагу, она стала приобретать более определенный вид. Проект, изначально ориентированный для начинающих яхтсменов, получил в процессе проработки новые неожиданные достоинства.

Как уже было сказано выше, мой тип лодки долго дозревал в стадии идеи.
Только один раз до этого я выступал в роли заказчика своего собственного проекта, что в результате стало самым удачным семейством моих проектов. Мне нужна была легкая яхта для гонки через Южную Атлантику. Так была спроектирована Didi 38 (11,5 м), была построена лодка-прототип "Блэк Кэт", дважды пересекшая Атлантику, прежде чем чертежи проекта были готовы для других строителей. В процессе проектирования и строительства я разработал свой вариант технологии изготовления корпуса с радиусной скулой, распространившийся в серии проектов, в диапазоне от Didi Mini - гоночной яхты для МиниТрансата, до DH550 - 16.75м катамарана. Сотни лодок уже построены по этим проектам и "бороздят просторы Мирового океана".

Ключевым моментом такого результата была свобода думать нестандартно и делать вещи по-другому, что подвигает проверять новшества и концепции на себе, а не на проекте для "стороннего" клиента.

В этот раз мой проект был назван Paper Jet 14. 14 - длина корпуса в футах, или 4.1м. (Paper Jet в дословном переводе - реактивный бумажный самолетик, бумажная ракета). В процессе проектирования лодка приобрела очень современный и довольно радикальный образ. Каждый аспект лодки прорабатывался на предмет соответствия времени, в то же время с возможностью сборки лодки судостроителем-любителем.

В этот момент я жил в Южной Африке. Нарезанный компьютером комплект фанерных заготовок был уже готов, когда вмешалась эмиграция в Вирджинию, так что дело пришлось отложить в долгий ящик, пока из точки в точку передвигался контейнер с домашним имуществом и фанерой этого проекта в том числе. В это же время два других набора были порезаны для строителей в Южной Африке, которым пришлось разбираться самостоятельно, как можно построить эту штуку. Оба они столкнулись с проблемами в процессе сборки. Когда я стал собирать свой комплект в Вирджинии Бич, то уперся в те же вопросы, с которыми удалось разобраться и найти решения проблем. После того, как начальная задержка была преодолена, строительство моего прототипа быстро продвигалось.

Особенности этого комплекта для постройки

три разных варианта парусного вооружения для людей с разным парусным опытом и возможностями.

современный минимальный корпус парусного скифа

быстрое катание в океане брызг (Дикс большой поклонник такого развлечения)

он ориентирует этот проект для клубного сэйлинга

Когда я занимаюсь строительством своих собственных лодок, суровая реальность поиска ресурсов и приобретения материалов и оборудования всегда встает передо мной в первую очередь. В этом проекте специальное внимание было уделено этому вопросу, лодка должна была спроектирована так, чтобы ее могли построить из материалов, доступных в типичном пригородном строительном складе-магазине. Иногда мои походы в местный гипермаркет приводят к тому, что я нахожу совершенно другое применение для вещей, созданных для определенных целей. В течение этой фазы концепция продолжала меняться. Лодка сохранила современный вид, но приобрела и некоторые свойства, позаимствованные от более традиционных судов. В основном это касается деталей рангоута, адаптированных с традиционных гафельных лодок. Готовый аппарат появился из моего гаража в результате взаимодействия старых методов и современного стиля, с массой привлекательных деталей, подталкивающих к аккуратной качественной сборке.

Еще раз: Paper Jet 14 была спроектирована для использования людьми с самым разным парусным опытом. Я представлял себе лодку, которая позволит клубу проводить гонки в этом классе - обеспечивая этим путем "драйв" от сэйлинга для продвинутых парусников - в это же время позволяя "частникам" с меньшим опытом совершенствовать свой опыт на точно такой же лодке. И свойства, вложенные в эту лодку при проектировании и направленные на участие в клубных гонках будут давать многосторонние варианты для семейного использования: как снаряд для опытного яхтсмена, чтобы полетать через залив, или, после смены рангоута на меньший, как лодка для новичков и детей, чтобы ходить под парусами.

Дух простоты проекта виден во всем - 
удлинитель румпеля сделан из отрезка бамбука,
соединенного с румпелем куском гибкой пластиковой трубы
и болтом из нержавейки.

Я добивался этой универсальности путем использования компонентов, состоящих из модулей. Деревянная мачта дополнена двумя сменными топами из карбона и комплектом из двух парусов - гротов разных размеров. Все это, дополненное кливером и ассиметричным спинакером с выдвижным бушпритом, и применяемое в разных комбинациях, дает три индивидуальных варианта вооружения. Мачта имеет опору на уровне планширя в виде Х-образного бимса, распределяющего нагрузки, дающего жесткость корпусу, и позволяющего устанавливать мачту в два положения.

Рангоут

В деталях использованы традиционные методы - шнуровка, крепление мягкими капроновыми линями вместо дельных вещей из нерж. стали. Это позволяет рангоуту выдерживать заметно большие нагрузки, чем в варианте использования оковок из нерж. стали на рангоутном дереве. Это, кроме того, снижает цену и вес изделия.

Мачта и гик - пустотелые, набранные из реек "в паз" и выглядят "полосатыми", благодаря  чередованию реек из различной древесины - кедра и тополя. И та и другая древесина - легкие породы, тополь, как твердая порода, обеспечивает жесткость. Такая специфическая компания получилась только из-за того, что склады в наших местах не торгуют спрусом, а кедр - невысокого качества. Я тщательно отобрал древесину из того, что они называли "кедром", тем не менее, нуждался в усилении изделия. Твердая порода нужна была в торцах и участках усиления пустотелого рангоута, а также в ответственных зонах по осям 45°, для чего и был выбран тополь, только из-за его доступности.

Ликпаз сделан из пластиковой трубы, с прорезанным продольным пазом. Труба приклеена к мачте эпоксидным компаундом, переходы заполнены той же смолой и скруглены. Это эксперимент с очень недорогой и легкой трубой. Если этот вариант не пойдет, в запасе всегда есть вариант ликпаза из карбоновой или алюминиевой трубы.

Взгляд на торец гика проясняет его наборную пустотелую конструкцию.
Восьмиугольная сердцевина в торцах из кедра, и набор из реек
из тополя и кедра, соединенных в паз.

(Эти породы оказались под рукой в Вирджинии, где Дикс мастерил рангоут.

Одно из преимуществ деревянной пустотелой мачты, имеющей герметичную полость - большая положительная плавучесть. В тестировании лодки на опрокидывание, проведенном на днях, мачта удерживала на поверхности паруса, и не давала лодке перевернуться - большое преимущество для тренировочной лодки, которая будет время от времени "киляться" без постоянного присмотра спасательного судна. Конечно, недостатки тоже есть, герметичность рангоута не дает возможности сделать внутреннюю проводку фалов.

Карбоновый топ был отформован на пенопластовом болване, который после затвердевания смолы был удален растворителем. Я взял лист пенополистирола для изоляции толщиной 5 см, нарезал полосы нужной ширины, и собрал в пакет клеем ПВА. Потом с помощью наждачной бумаги я придал ему необходимую форму - но сделал болван немного меньше, чтобы компенсировать толщину будущего карбонового ламината на готовом изделии. Потом я обернул болван слоями карбона, уменьшая их количество к топу. Исходя из теперешнего практического опыта, нужно было оставить пену внутри мачты и загерметизировать ее открытые торцевые участки. Хотя рангоут и плавает прекрасно, но топ наполняется водой, и это требует дополнительных усилий при постановке лодки на ровный киль после переворачивания. Во втором, длинном топе, предназначенном для "Турбо" варианта вооружения, пенопласт оставлен, я занимаюсь его изготовлением сейчас. Карбоновые топы просто надеваются на топ деревянной мачты. Карбоновые топы, надо сказать, высокотехнологичные узлы, которые выглядят диссонансом среди общей простоты конструкции, но представляются резонным решением вопроса двух вариантов длины мачты. Мне хотелось иметь одну базовую мачту с одним комплектом дельных вещей, которую можно сделать разных размеров, просто поменяв карбоновый топ.

Вариант "ЛАЙТ" - может использоваться без стоячего такелажа яхтсменами небольшого веса или с маленьким опытом. Такой вариант позволяет мачте свободно гнуться, сбрасывая ветер из паруса при его усилении. Для человека, готового к увеличенным нагрузкам, нужно поставить форштаг, дающий жесткость мачте, значительно добавляя в силе тяги паруса. Мачта устанавливается в носовой степс, обеспечивая центровку лодки с одним гротом. Варианты вооружения с увеличенной парусностью ("СТАНДАРТ" и "ТУРБО") подразумевают установку мачты в кормовой степс и стоячий такелаж - верхние и нижние ванты. Верхние крепятся к балкам передних кромок "крыльев" корпуса, нижние шнуруются к планширям, распределяя нагрузки на обшивку корпуса, планширь, и Х-бимс.

Одним из моих экспериментов в проекте стал стоячий такелаж. Форштаг, описанный выше, трос из нерж. стали, вшитый в переднюю шкаторину кливера. Я подготовил комплект таких же вант, сделанный из компонентов, приобретенных в местном маркете. Однако я сделал еще один комплект, из двухмиллиметровой оцинкованной проволоки для ограды, тем же способом, как показал мне отец, когда, будучи подростком, я вооружал свою первую лодку. Цена такого варианта стоячего такелажа составляет меньше 10% от версии из нержавейки и может быть сделана в любой мастерской, имеющей тиски, ножницы для резки проволоки, и пару плоскогубцев. К вопросу о долговечности - последний раз я видел его тогда, примерно через семь-восемь лет еще вполне в жизнеспособном состоянии. Здесь есть такой момент, что оцинкованную проволоку нельзя сворачивать в бухту. Так что я оставляю свои ванты пришнурованными к  мачте, когда этот рангоут не используется. (До этого момента, ванты из нержавейки продолжают оставаться на дне парусной кисы, нетронутые).

Корпус

Прототип Paper Jet в недостроенном виде.
Обратите внимание на развитую килевую балку, швертовый колодец
и солидный поперечный набор из фанеры, обеспечивающие жесткость легкого корпуса.

Корпус собран по технологии "скрепки-клей" - с некоторыми отличиями. Для лодки использована фанера толщиной 4мм, и требует более развитого набора, чем обычно, при постройке подобных лодок из более толстой фанеры.

Набор выполнен в виде килевой балки, проходящей через всю длину лодки и связывающей корпус и палубу решетчатой фанерной структурой. Несколько стрингеров небольшого сечения установлены для усиления днищевого листа, также как и участков палубы, в зонах риска, когда экипаж отцепляется от трапеции на смене галса.

Обычно сборка небольших лодок по этой технологии не требует стапеля и предварительного монтажа набора на нем. Но это не подходит в этом случае: набор лодки должен быть надежно закреплен, чтобы зафиксировать форму корпуса до этапа монтажа гибкой и легкой обшивки корпуса. 

Палуба и верхние панели крыльев также собраны по технологии "скрепки-клей".

"Паук" придает лодке яркий облик, является ее армирующей основой,
соединяя в единое целое корпус и рангоут.

Несущий Х-образный бимс полностью собран из фанеры, он соединяет  лодку в единое целое. Усиленные пяртнерсы также являются частью этого "паука", распределяющего поперечные нагрузки на корпус и палубу.

Для планширей и передней кромки крыльев был применен кедр, чтобы выдержать весовую дисциплину. Сверху кедровые рейки закрыты накладками из тополя для зрительного контраста, а также, чтобы добавить прочности и жесткости.

В результате вес готового корпуса составил 90 фунтов - 45 кг.

Обводы корпуса Paper Jet представляют собой неглубокое V с плавным входом, в плане - корпус имеет форму клина.

Эксплуатационные качества
и цена вопроса

Могу сообщить из моего собственного опыта, что Paper Jet легко выходит на глиссирование, и стабильно ведет себя на высокой скорости по неровной воде. Лодка быстрая в любых ветровых условиях, почти не оставляет следа за кормой на всех скоростях и глиссирует на острых курсах в условиях сильного бриза

Крылья расположены на уровне планширя, и не подняты к оконечностям, (чтобы удерживать их над водой) как это принято на лодках, повторяющих форму популярных в Австралии парусных скифов. Крылья обычного вида увеличили бы склонность к опрокидыванию лодки в ситуации, когда подветренное крыло уходит в воду. Однако крылья Paper Jet имеют небольшое сопротивление, кроме того их форма обеспечивает подьемную силу. Подветренное крыло может попасть под воду на скорости и, тем не менее, это не приведет к опрокидыванию. Напротив, крыло даст некоторую подъемную силу, помогающую удержаться "на ногах". На скорости и с креном, с подветренным крылом, скользящим по поверхности воды, Paper Jet получает плоскость для глиссирования с нижней части крыла. Это сдвигает центр поверхности глиссирования под ветер, что означает, что вес экипажа, находящийся с наветра получает большее плечо упора, таким образом увеличивая прикладываемую мощность.  Дополнительная плавучесть крыльев помогает удержать Paper Jet мачтой вверх в шквалах, он прощает многие ошибки неопытного экипажа, добавляя плюсы лодке, как тренировочному снаряду.

Лодка вернула меня в молодость, к моей первой яхте - популярному в ЮАР скоу для юношей, названному Dabchick (Поганка) - по существу, доска для серфа увеличенного размера с вооружением шлюпа - снаряд для очень мокрого и яркого развлечения для молодежи. Я продолжаю считать, что значительная часть действительно приятных вещей в жизни связаны с водой. Чем больше удовольствия доставляет лодка, тем больше новичков она втянет в это занятие, и привлечет их внимание к спорту.

Подобно Dabchick, Paper Jet - лодка с довольно плоским днищем и достаточно "мокрая" лодка на скорости.

Еще раз: Со своим Paper Jet я не пытался спроектировать скиф, который оставит без штанов любого другого скифа или одиночника. Тем не менее, это быстрая лодка, вызывающая, и дающая много удовольствия под парусами. Также, как сказано выше, этот проект был нацелен обеспечить недорогой путь для людей под парусами - движение от, скажем, Оптимиста, до дорогих одиночных скифов - без необходимости покупать каждый раз. Paper Jet может быть построен на базовом уровне, уровне, с которого строитель/парусник предпочитает взять в руки румпель, и прогрессировать к  лодке реального вызова.  

Цена моей собственной лодка на сегодня составила около 3,750 американских долларов, без "Турбо" варианта. К моменту, когда будет закончен "Турбо" вариант парусного вооружения, по моим предположениям, к этой цене добавится от тысячи долларов до полутора.

Со стандартным парусным вооружением лодка оказалась действительно быстрой, чуткой, хорошо сбалансированной, и доставляющей массу удовольствия. Она рвет с места, и входит в режим серфинга на самом небольшом волнении. Вооружение "Лайт" ее немного приручает, но лодка остается чуткой и хорошо отцентрованной. Я предвкушаю удовольствие от сэйлинга под увеличенным гротом и ассиметричным спинакером вооружения "Турбо"

Все лодки этого проекта будут построены из наборов, чтобы гарантировать идентичность. Чертежи для самостоятельной постройки предоставляться не будут. Наборы для постройки будут доступны от поставщиков в разных странах. Согласие уже достигнуто для производства наборов в Австралии, Италии, Южной Африке, Турции, Великобритании, и США. Базовый набор будет включать все фанерные детали, вырезанные компьютерным плоттером. Детали из древесины будут предоставляться в составе наборов некоторых производителей, другие будут включать дополнительные позиции, такие как паруса и дельные вещи. Каждый поставщик устанавливает цены самостоятельно.

Об авторе. Выпускник Westlawn, Dudley Dix проектирует лодки с 1979 года, после победы в конкурсе этого года, организованном журналом Cruising World. Его Shearwater 45 была названа яхтой 2001 года на Сэйлбот Шоу в Аннаполисе. Дадли жил в Кэйптауне, Южная Африка, пока не перебрался в Вирджинию в 2004.

Еще материалы по проекту - список комплектующих

Дикс впоследствии изменил свое решение и продает сейчас комплекты рабочих чертежей с майларовыми шаблонами для самостоятельной постройки (300 долларов США)

Последняя редакция 27 феврааля 2011  © Андрей Попович