Маршалловы острова - Владивосток
30 мая - 26 июня, схема перехода
29 мая"Домо-о-о-о-й!
Южные красавицы, утрите слезу!"
Пока я оформлялся, Саша с одной прекрасной локал даже покатался на крутом джипе, говорит на "Хаммере"..., а в другом месте чуть не приобрел здесь недвижимость - домик за 12 килобаксов.
Мы ушли сегодня утром из Маджуро. Сейчас ночь, по носу, и немного справа ярко горит Полярка, из-под левого борта с шипением уходит назад полоса светящейся пены, идем никак не меньше шести узлов. Ясно, все облака и дожди остались сзади, над атоллом. Впереди, в ночи, весь архипелаг Маршалловых островов - атоллы Румянцева, Кутузова, Крузенштерна... в общем, все, что описала и нанесла на карты экспедиция Коцебу.
30 мая 12-07LATITUDE: 07-30.29N
LONGITUDE: 171-02.62E
COURSE: 340T
SPEED: 6.7
COMMENT: Wind E 7-8 ms. Day 32nm, left to Tsugaru 2632nm. All OK
31 мая
12-03
LATITUDE: 09-44.16N
LONGITUDE: 170-08.39E
COURSE: 335T
SPEED: 6.3
COMMENT: Wind E 7-8 ms. Day 145nm, All OK
Почему-то входящей почты вообще нет, странно. Идем быстро, в пассате, прошли левым бортом атолл Wotje - Румянцева. Суточный переход полдень-полдень (нун ту нун) составил 145 миль. Похоже, лодка почуяла запах родного дома и несется вскачь. Красное солнце, уже совсем-совсем японское, встает из океана, пассатные круглые облачка бегут по небу.
1 июняСкоро въедем на карту "северо-западная часть Тихого Океана". Всю ночь шли сквозь архипелаг Маршалловых островов, похоже, они кончились - мы на просторе!
12-04LATITUDE: 12-02.36N
LONGITUDE: 168-45.72E
COURSE: 332T
SPEED: 6.5
COMMENT: Wind E 7-8 ms. Day 160nm(!), All OK, only problem winlink ingoing messages
Волнение моря до 2 метров.
2 июня12-05
LATITUDE: 14-15.74N
LONGITUDE: 167-20.82E
COURSE: 327T
SPEED: 6.5
COMMENT: Wind E 5-7 ms. Day 157.2nm(!), All OK, only problem winlink ingoing messages
Суточный 157.2 мили. Утром волны стали меньше, ветер стих до 6 м.с. Переодели лодку - поменяли кливер на геную. Будем надеяться, что пассата хватит еще хотя бы на несколько градусов широты. У нас в резерве еще топсель.
Мы продолжаем быстро идти в пассате и до пролива Цугару осталось меньше 2000 миль. Беспокоюсь, что вы не получаете мои письма, сегодня буду пытаться передать весточку через радиолюбителей. У нас все в порядке, но входящая почта на радиомэйле отсутствует, и это непонятно.
3 июня12-03
LATITUDE: 16-25.25N
LONGITUDE: 165-51.33E
COURSE: 318T
SPEED: 5.7
COMMENT: Wind E 4-5 ms. Day 155.8nm(!), All OK, only problem winlink ingoing messages 4 июня
У нас все порядке, только что залетела в кокпит большая летучая рыба. Идем довольно быстро, прошли уже больше 700 миль на северо-запад. Погода ясная, с круглыми пассатными облачками. Еще немного, и начнет холодать, и пойдет туман с моросью, пока +27.
12-00LATITUDE: 18-14.63N
LONGITUDE: 164-29.15E
COURSE: 318T
SPEED: 5.0
COMMENT: Wind E 3-4 ms. Day 135 nm, All OK, only problem winlink prolonged 5 июня
Вчера я на всякий случай отправил весточку о нас через австралийского радиолюбителя Роланда. Он получил мое сообщение и согласился отправить электронное письмо. Но я надеюсь, что хотя бы в одну сторону винлинк работает.
12-15 LATITUDE: 19-48.94NLONGITUDE: 163-28.18E
COURSE: 340T
SPEED: 4.5
COMMENT: Wind E 1-2.5 ms. Day 110,6 nm, All OK, problem winlink ingoing mail
Как и предполагалось по программе-планировщику, пассат заканчивается здесь, на 20 градусе северной широты. Он нам сильно помог, за шесть суток мы прошли 900 миль под парусами. Полчаса назад ветер скис до 2.5 мс, к тому же бакштаг... Убрали геную, запустили двигатель, впервые с начала перехода. Надеюсь крутить недолго, не больше суток, сверху "сладкая парочка" - циклон, на базе пришедшего с юга тайфуна, который пихает перед собой зону высокого давления. Есть и ветер и волны, правда на несколько градусов к северу и западней. Однако общее направление движения этой системы - на восток, так что надеемся, что до нас достанет.
Почта ко мне так и не приходит.
6 июня
Сегодня ночью шли со слабыми ветрами и решил попробовать половить кальмара. И ты знаешь - я поймал пару кальмаров - одного большого, и среднего. Так что сегодня у нас обед из морепродуктов. Я сразу ночью их почистил и окунул в кипаток. Какие-то они другие, не такие как наши япономорские. До моей вахты еще сорок минут, успею немного поспать. Позже напишу подробней.
12-06 LATITUDE: 21-09.56NLONGITUDE: 162-45.59E
COURSE: 326T
SPEED: 4.2
COMMENT: Calm. Day 90 nm, motoring now. All OK, problem winlink ingoing mail 7 июня
Мы прошли штилевую полосу под двигателем, примерно 40 часов, и сейчас бежим под парусами, надеюсь дальше ветер будет!
12-05LATITUDE: 22-24.56N
LONGITUDE: 161-45.63E
COURSE: 313T
SPEED: 3.3
COMMENT: Swell, calm. Day 93.5 nm, motoring now. All OK.
Сегодня в ящике первое письмо за неделю - от Димы
Шаромова с НЗ. Интересуется, где мы. Значит почта
заработала. Есть такое подозрение, что все письма,
которые были нам отправлены за эту неделю - пропали,
и их хорошо бы повторить.
Вчера кормил Сашу кальмаром с бобами. Идем по старой
толчее под мотором, довольно противно...
Привет-привет!
Говорят, вы нас потеряли? А мы тут, это, плюшками балуемся. Каждый день проходит в гастрономических изысках. Позавчера на завтрак была летучка, жаренная в масле. Саша сказал - Так это ж наша кильская селедка (кильская - это из славного города Киля), только с приделанными крыльями!
Вчера - кальмар с тушеными бобами с соусом "1000 островов". Кальмара - это я его того, ночью, прямо на вахте, в условиях слабых ветров, тихих ходов... Сегодня - карри с мясом и овощами, с остатками того же соуса, плюс салатик из свежей капусты с помидорами, и все эти дни со свежим хлебом. Саша становится толще с каждым днем. И вообще, может куком податься на какой-нибудь "Сорен-Ларсен?" Английский я уже знаю (((с) Джентельмены удачи))
Сегодня с утра мы все же дотянулись до остатков окклюзии, оставшейся после пробега у нас перед носом "сладкой парочки" - циклона, пихающего перед собой антициклон. Правда, толку с это получилось мало, ветра на полдня, зато толчея после этого осталась зубодробительная. Опять моторим, нам теперь нужно добраться с 23 до 25 градуса, без ветра. А дальше вроде все должно сложиться.
8 июня12-05
LATITUDE: 23-40.55N
LONGITUDE: 160-45.83E
COURSE: 339T
SPEED: 6.1
COMMENT: NE 10-17 kts. Jib, staysail, fore,main, topsail. Day 94 nm, All OK.
Сегодня подуло, ночью еще шли под всеми парусами,
помогая двигателем. С утра двигатель остановили, в
полдень, перед концом моей вахты сменил геную на
кливер со стакселем. Топсель пока стоит, идем шустро
по двухметровой волне в борт. Выглядит так, что
"конские широты" мы прошли. "Конские" - потому что
эта полоса штилей между 20 и 30 градусом северной
широты в Атлантике точно такая же, и там гибло много
лошадей, из-за нехватки воды, когда парусники
застревали по дороге в Америку. Все, что может, в
лодке прыгает, как давно уже не было. Сегодня даже
не стал готовить, после того, как поработал на
бушприте, меняя геную на кливер, желание готовить
пропало, появилось сильное желание есть. Достал и
заварил лапшу.
Дальше - полоса ветров до пролива Цугару, надеюсь,
пройдем ее быстро. Температуры пока - вода 30,
воздух 28, но по карте я посмотрел - на 30 градусе,
через пару-тройку дней вода и воздух будут около 20.
А дальше, на входе в пролив - 13. Заранее мерзну....
Я стал подозревать, что мои письма не проходят,
только четвертого, тогда и отправил сообщение через
радио. У меня в компьютере все выглядело как обычно,
только входящих писем не было.
......
Топсель убрали. Ветер и дождь. Волны валяют лодку с борта на борт. Бежим 7-8 узлов, хорошо бы взять риф на гроте, но надо с этим ветром подняться до 25 градуса северной широты, еще миль 40. Гребенщиков поет про "черный истребитель, весь в парче и жемчугах с головы и до хвоста". Саша в восторженном состоянии стоит на руле. Говорит, такого никогда не видел. До пролива Цугару меньше полутора тысяч миль, вода уже начала остывать - 26.9 С. Пытался сегодня пообщаться с радиолюбителями, все же для этого надо много времени. Поковырялся с полчаса и бросил. Кстати, в этом году еще ни одного нашего русского не слышал. Только наши местные - американцы, новозеландцы, канадцы.
9 июня12-03
LATITUDE: 25-41.94N
LONGITUDE: 159-07.31E
COURSE: 326T
SPEED: 6.4
COMMENT: NE 10-22 kts. Jib, staysail, fore,main. Day 151 nm, All OK.
Здравствуйте Валерий!
Это Андрей со своей шхуной Чава. Сейчас мы на пути
от Маршалловых островов к Сангарскому проливу и во
Владивосток. Место 25-42N 159-07E. У нас все в
порядке, хотелось бы организовать связь с
Владивостоком, может быть на ежедневной основе -
короткие сообщения. Предлагайте частоты и время,
если это возможно. Дело в том, что система радиомэйл
на прошлой системе зависала на несколько дней,
пришлось срочно организовать обмен через
радиолюбителей - Штаты, НЗ, Австралия., чтобы семья
не потеряла. Хотелось бы на такой аварийный случай,
чтобы был дополнительный радиоканал.
Саша пишет:
Нам, жителям западной окраины Евразии, Тихий океан -
по крайней мере в низких широтах, - может показаться
ослепительным.
Прежде всего - цвет воды - необычайно светлый для
столь глубокого водоема, очень яркий и разнообразный
- например в день, когда небо было заполнено, но не
полностью, облаками, мы увидели множество четко
очерченных областей существенно разных цветов - с
преобладанием синего и яркофиолетового. До этого мне
самой красивой казалась вода южного Каспия - где я
бывал чаще всего - темная сине-фиолетовая, с
определенной глубинной прозрачностью. В Тихом -
похоже, но гораздо светлее и ярче! Воды Черного
более стальные, хотя и синие, гораздо темнее и
мрачнее. Близки к водам Тихого лазурные воды
Лазурного берега, но воды Тихого бывают несравненно
разнообразнее. Воды атлантического побережья
Марокко, Испании (и Канар - тоже), Португалии,
Франции - не такие яркие, они гораздо мрачнее, не
говоря уж о водах Северного и Балтийского морей.
Теперь волны. В морях, где удалось походить под парусом (в порядке убывания - Каспий, Азов, Черное, Балтика, Средиземка), всюду волны казались похожи на стаю зверьков - многочисленных и разных; вне зависимости от их размера (по сию пору волны на Тихом, виденные мной, совсем не самые высокие - наверное, Бог миловал). В зависимости от погоды зверьки казались злобными или ласковыми.
Иное дело на Тихом. Сразу бросается в глаза определенная малочисленность волн. Но это уже не маленькие многочисленные зверьки - справа (представьте себе по карте, как мы идем - в пассате) подходят чудовища (пока, слава Богу, совсем не опасные) - двух-трехметровой высоты, ширины метров по сто и длины - сколько хватает глаз - со сверкающими солнечными бликами, иногда - с макушкой, разбегающейся пеной. Этим исполинам каким-то образом удается подлезть под брюхо нашей лодки и выскочить, сильно накренив ее, слева. Иногда при этом яхта с нечеловеческим шипением корежит и царапает килем и рулем верхушку волны, на что волна отвечает громким шшшш… и, покореженная, только потом, собрав силы, собирается в прежний валик, кряхтя и уходя за горизонт. А иногда каким-то непостижимым образом она, и подойдя в пене, совершенно легко и незаметно подныривает под "Чаву" и также легко - как будто даже с теми же самыми гроздьями пены - почти без шипения убегает к горизонту.
Ночью чудовища становятся невидимыми, и только некоторые из них подлезают под бок. Они с пенным ревом проносятся мимо бортов - черные, блестящие и могучие, и только в пене иной раз сверкнет тусклый неверный отблеск отсветов светящейся тарелки компаса и приборных дисплеев. И только иногда они показываются - вдруг вздыбливаются темной массой над горизонтом с правого бока, или впрыгивая пенным гребнем спереди или с правого борта. Успеть сделать ничего нельзя - так темно, что вы видите все это за долю секунды. В следующую секунду ваше лицо и ваша одежда уже все мокрые, а босые ноги на дне кокпита ощущают удивительно теплую пенную воду океана.
Ничего страшного - мы пока в низких широтах, тепло; и когда неожиданность от вторжения проходит, становится даже приятно…
10 июняПишут мне, что у вас холодно, вода холодная. Даже не представляю, как это. Правда, сегодня стало холодать и у нас. Воздух с утра 25, вода 28. Ночью опять поймали какое-то страшилище, а перед этим крупная рыбина оторвала крючок вместе с кальмарчиком. Крючок заменили, страшилище выбросили. Только сменился с вахты, иду спать. Опять бегал к леске, только что сработала наша система - куском изоленты леска прихвачена к стойке, когда рыба дергает, изолента отрывается, леска громко щелкает по кранцу. Рыба сорвалась, большая...
12-01LATITUDE: 27-27.70N
LONGITUDE: 157-51.21E
COURSE: 356T
SPEED: 2.8
COMMENT: Wimd SE 3-7 kts. NE Swell.Genoa fore,main. Day 126 nm, All OK.
11 июня
Стою на вахте, так что коротко пишу. Ночью опять
поймали огромную барракуду, почти с меня ростом.
Невезуха.
Вода остывает, даже Саша стал постепенно одеваться.
Вчера впервые показывал ему, что такое туман, в
первом приближении.
Погода начинает напоминать нашу, скоро-скоро....
12-09LATITUDE: 28-22.20N
LONGITUDE: 157-00.21E
COURSE: 356T
SPEED: 3.8
COMMENT: Wimd SE 1-3 kts. NE Swell. Genoa fore,main. Day 71 nm, All OK.
Нам осталось примерно 1000 миль до пролива Цугару, это 7-11 дней, как повезет, потом пролив и Японского моря около 350 миль. - еще 3-5 дней. Сейчас опять попали в мешок без ветра, но циклон будет проходить северней, подкачает нам дождя и ветра тоже. За эти сутки прошли всего 70 миль, до этого регулярно выдавали 140-160.
Опять затеял хлеб, среда - хлебный день. Мы уходим от станций-мэйлбоксов, с каждым днем прохождение хуже, сложней отправлять почту. Может быть, придется перейти на вечерний (только) график...
12 июняВсю ночь шли под мотором из-за штиля, с утра вроде пошел ветерок. Выпала большая роса. Вчера опять попалась такая рыба, которая тягала лодку за корму туда-сюда. Даже не представляю, что это могло быть. Потом этой штуке удалось сняться с крючка, я даже сохранил снасть. Хлеб получился классный, сейчас будем завтракать бутербродами - хлеб со спамом.
12-08 LATITUDE: 29-25.66NLONGITUDE: 155-57.23E
COURSE: 323T
SPEED: 4.2
COMMENT: Wimd W 5-7 kts. Genoa fore,main. Diesel. Day 84 nm, All OK.
Топливо мы экономим, у нас еще примерно половина - 150 литров - это больше, чем на трое суток хода. Нужно будет, скорей всего, крутить дизель в проливе, там и течение встречное, и с ветрами обычно напряженка. Нас здорово выручает генуя, без нее, намного бы медленнее шли. Сегодня пытаемся присесть на хвост уходящему циклону, если получится, сегодня ночью и завтра нам ход обеспечен, а дальше посмотрим.
13 июня "ты проснешься на рассвете,мы с тобою вместе встретим
день рождения зари..."
Заря поднимается, прекрасная погода, сегодня всю ночь лодка шла сама по курсу. Ветер подходящего направления и силы, с закрепленным штурвалом, всеми возможными парусами "Чава" сама, потихоньку перебирается через встречное волнение и держит курс на пролив Цугару. Мы пересекли 30 параллель. Воздух сейчас 24.5, вода - 27, за ночь прошли больше двадцати миль, до пролива - 951. И ночью хорошо выспался, никто поминутно не дергал: "Андрей! Ветер усилился и отошел на десять градусов. Что делать??". Саше подсунул книгу Джимми Корнела, он ее всю ночь спокойно читал, зато сейчас мечется по лодке в страданиях - у него договор с журналом "Вокруг Света", а фотки через его телефон получаются плохие. Мои ему не подходят. Ему срочно нужно во Францию, работать. Думы, говорит, одолевают. Надо отправить его поспать. Ночь не рулил - теперь буйный.
Заход в Японию не планирую, попытаюсь просквозить, топлива полторы сотни литров, идем со вчерашнего дня с закрепленным штурвалом, ветер позволяет. Вода утром потеплела, входим в Куросио, так что потащит сейчас вбок. Барракуду с определенного, очень небольшого размера, есть не рекомендуют, она питается коралловыми ядовитыми рыбами и накапливает яд в мясе. Да и неприятная она, со слизью. После барракуды у меня цеплялась всем рыбам - рыба. Таскала минут пятнадцать лодку за корму, я ничего не мог сделать. Сорвалась, на счастье.
12-00 LATITUDE: 30-30.17NLONGITUDE: 154-56.48E
COURSE: 317T
SPEED: 7.0
COMMENT: Wind WSW 8-10 kts. Genoa, staysail fore,main, topsail. Day 84 nm, All OK. 14 июня
В связи с устойчивым ветром и умеренным волнением у
нас появилась куча времени. Паруса стоят все, вплоть
до топселя, лодка идет сама. Готовка обеда,
постирушки, пара часов в эфире. Сегодня общался с
американцами, и старым знакомым из Австралии.
Пытались связаться Мексика с Россией, но видно, не
судьба, что-то у нас с ними не сложилсь, а вот Штаты
- запросто. Тоже собрались старые знакомые,
оказывается, народ отслеживает наше положение с
прошлого года.
Вечер. Моя вахта с шести до девяти. В конце своей
вахты Саша обнаружил на нашей рыболовной снасти
красавицу дораду. Пришлось вытаскивать и
разделывать. Потом, уже в течение своей вахты
приготовил - нарезал филе поперек волокон и очень
слегка обжарил в масле. Это наш первый улов с тех
пор, как мы вытащили большую дораду после Фиджи.
Камбуз, плита, мойка, рыба, иногда поглядывая в
картплоттер над штурманским... Камбуз в этой лодке
спроектирован как центральный пост, из него видно в
большие окна почти вкруговую, пока готовишь, очень
удобно. Саша отдыхает на подветренной банке в
кокпите. От свежей рыбы на ночь он отказался, так
что я накрыл себе стол индивидуально - ма-а-аленькие
рыбные бифштексы, васаби, бобовый салат, который я
приготовил на завтра заранее, чтобы настоялся.
Поужинал... и подумал даже, когда ужинал. Подумал -
наверное, так должна чувствовать себя вечером
хозяйка дома - в доме мир и покой, ужин на плите,
осталось собрать разбросанные игрушки, и можно
смотреть телевизор. Кстати, так хотелось свежей
рыбы, и нате вам.
Лодка тем временем уже втянулась в Куросио, нас заметно сносит на северо-восток, фонарь луны ярко освещает волны вокруг с лохматыми гребешками. Горизонт чист и хорошо освещен, шуршит кильватерная струя, в которой изредка вспыхивают какие-то здоровенные ночные монстры, наверное типа тех, что вчера таскали лодку за леску кормой вперед. Крепкая леска, хорошая. Ну и тащили бы вперед...
"А снизу плывет морской змей, и тащит его за собой.Но если об этом не знать, можно долго быть молодым." 12-10
LATITUDE: 31-52.64N
LONGITUDE: 153-26.21E
COURSE: 318T
SPEED: 3.3
COMMENT: Wimd WSW 5-12 kts. Drizzle. Day 113 nm, All OK.
Вечером в пятницу похолодало. Вода 23, воздух 22. Туман, морось, Иногда подходит заряд тумана такой, что не видно гребня следующей волны. Как говорится, вот я и дома. "Почему эти птицы на север летят?" Саша удивляется. Так он мне и не поверил, когда я в каждом письме слал ему список необходимого снаряжения для холодной погоды. А я пошел доставать обувь, где-то в очкурах у меня сапоги припрятаны. Зимнюю шапочку я надел уже вчера.
15 июня12-11
LATITUDE: 32-38.13N
LONGITUDE: 152-36.73E
COURSE: 318T
SPEED: 3.3
COMMENT: Light winds. Rain. Day 61,7 nm, All OK
16 июня
12-09
LATITUDE: 33-42.59N
LONGITUDE: 151-14.35E
COURSE: 314T
SPEED: 4.5
COMMENT: Light winds. Swell. Day 94,7 nm, All OK.
Сменился с вахты, пишу письмо. Опять, как в прошлом году любопытный котик подкрался и вынырнул возле лодки, поглазеть. Ветра мало, но Куросио помогает, так что худо-бедно, до пролива 650 миль осталось. У Саши бессонница, делаем все вахты по шесть часов.
17 июня9-05
LATITUDE: 35-05.70N
LONGITUDE: 149-53.08E
COURSE: 314T
SPEED: 8.0
COMMENT: Wind E 15, gusts 30kts, rain. Day (19hrs) 107 nm, All OK.
Знаете, кто лучшие в мире протыкатели циклонов? Да, это мы - босоногий матрос Саша, и я, сапогоногий. Не то, что бы я не любил ходить босиком, просто я люблю тепло. Здесь уже далеко не тропики, вахты стоим в поларе и непромах, и не прочь надеть чего-нибудь еще. Интересно, каждый раз, проходя эти широты, я получаю на орехи. Здесь практически всегда стоит стационарный фронт. В Японском море с севера на юг, с океанской стороны Японии с юга на север... В этот раз циклон был из малышовой группы, до 15 метров, но мокро, холодно, толчея. Нет, это не тропики, где те же 15 метров в секунду оформлены в подарочную упаковку - 30 градусов вода, правильное красивое волнение, а краски какие! Здесь все в стальных тонах, волны заплюхивают со всех сторон на палубу, вместо летучек вдоль фальшборта валяются кальмары... мерзость. Мы, правда, использовали его на все 100%. - он был нам попутняком. Но он, мне кажется, нас тоже, попользовал. "Но ведь это наша родина, сынок..."
Уже повстречали "батон" - автомобилевоз, идущий в Токийский залив, и веселого котика. Любопытный, точно так же как в прошлом году, он подкрался к лодке и вынырнул у кормы. Глаза вытаращил на меня и ластом машет...
18 июня9-07
LATITUDE: 36-12.18N
LONGITUDE: 148-42.35E
COURSE: 340T
SPEED: 2.3
COMMENT: Light wind. Day 88 nm, All OK.
Пока болтаемся без ветра, а топливо экономим на пролив и Японское море - в нем вообще с ветром обычно напряженка. Здесь все холодней и холодней. До Цугару осталось 457 миль.
Извините, что пишу общее письмо, еле-еле пропихиваю почту, прохождения на мэйлбокс почти нет.
Вместо рыбок на палубе собираем кальмаров, правда
мелких.
Полный набор тихоокеанской стороны Японии уже
присутствует, альбатросы, качурки, котики и киты.
Тут один прибился к нам, и сопровождает уже пару
суток, а может и больше, мне кажется, я его видел
уже дня четыре назад. Размер как раз подходящий,
метров пятнадцать. Днем поотдаль фонтаны пускает,
ночью фыркает возле самой лодки. Лодка пока молчит.
Надеюсь, это платоническое чувство не перейдет в
что-нибудь более серьезное.
На подходе пара циклонов, которые будут проходить
через Японское море, второй довольно глубокий, так
что полагаю с этим попутным ветром добежать до
пролива и его проскочить. У вас, кстати, погода
скорей всего испортится на несколько дней. Пока с
ветром полный швах, выручает генуя, идем, используя
ветер со скоростью в 2-3 метра в секунду. Оно вроде,
и ничего, но пакетами подходит зыбь, останавливая
лодку, и сбивая с курса. С последнего циклона
пополнили запасы питьевой воды - залили 30 литров в
пятилитровые бутылки. С каждым днем все холодней, на
ночную вахту приходится серьезно одеваться, на
дневную - тоже приходится одеваться.
До Владика напрямую меньше 900 миль, сегодня пытался связаться с нашими радиолюбителями по предварительной договоренности. Ни фига. Потом звал хоть кого-нибудь, тоже тишина. А с американцами без проблем, и без всяких договоренностей. Какой-то горький катаклизм, понимаешь. Стали устойчиво принимать новости через Радио Свобода. Никак не могу привыкнуть к холодам, а никуда не деться.
Сегодня опять пёк хлеб - среда. Появились привычки и привязанности. Сделал для разнообразия вол грэйн - это мука с отрубями вместе. Свежие овощи практически кончились, осталась картошка и лук с чесноком. Правда, я взял немного консервированных овощей на Маджуро, очень выручают.
19 июня9-04
LATITUDE: 36-56.68N
LONGITUDE: 147-38.62E
COURSE: 325T
SPEED: 1.3
COMMENT: Light wind. Day 67.3 nm, All OK.
Опять мы припухли в штиле, судя по метео, должен
быть хороший ветер, я даже его вижу, он вверху -
облака бегут со страшной силой... на поверхности
почти полный штиль, дует 1 мс.
Сегодня утром наконец состоялся сеанс связи с с
нашим радиоклубом. Так приятно поговорить
по-русски!! Мы теперь каждое утро будем связываться,
так, поговорить, и координаты передать. Ветра у нас
мало, за сутки прошли меньше 70 миль. До пролива
сейчас 377 миль, идем сейчас со скоростью 4 с
половиной узла. Сегодня приходили дельфины, видимо
за большим стадом то ли тунца, то ли горбуши, рыбы
целенаправленно так мигрировали, выпрыгивая из воды,
причем не нервно, а повседневно. Похоже, что это
стиль такой - идет, идет под водой, потом наполовину
выпрыгивает, хвост весь высовывается, хлоп, и
несколько секунд под водой... Над стадом много птиц,
в основном здоровенные альбатросы. Сегодня мимо
проходил пароход, в общем жизни все больше.
9-03
LATITUDE: 38-20.67N
LONGITUDE: 145-42.61E
COURSE: 330T
SPEED: 6.5
COMMENT: Wind SW 10-15kts. Day 125 nm, All OK
До пролива Цугару осталось 200 миль. Вечер, я
сменился с вахты, Саша натянул на себя все, что
есть, плюс Митину пуховку и пошел в кокпит. Я уже
вроде акклиматизировался. Сегодня дельфины приходили
побеситься у форштевня шесть раз! Причем разные
группы - белобочки, потом группа таких, с маленькими
хвостиками, они любят целиком выпрыгивать из воды
(морские свиньи). И еще одни, надо будет посмотреть,
как называются - массивные такие, наверное афалины.
Эти обязательно парами, бок о бок. Альбатросы, как
кегли - сидят на море видимо-невидимо.
Поменял карту, теперь - называется "Японское море".
9-10
LATITUDE: 39-32.38N
LONGITUDE: 143-56.41E
COURSE: 316T
SPEED: 5.0
COMMENT: Wind SW 5-10kts. Swell. All OK.
Пытаемся использовать циклон, который проходит Японское море, чтобы проскочить Цугару. Да и вообще надо отсюда выбираться, мы с ним сделаем рокировку, а то с этой стороны через пару дней будет дуть 45 узлов. Тянемся сейчас на двигателе, туман, штиль, зыбь двухметровая. До пролива 100 миль.
Это метеопрогноз, полученный по радио (Winlink). "Флажки" показывают направление ветра, а количество поперечных палочек на них - силу ветра в узлах. например, четыре с половиной - 45 узлов, или 9 баллов по шкале Бофорта.
22 июня
9-44
LATITUDE: 41-07.92N
LONGITUDE: 142-01.57E
COURSE: 316T
SPEED: 8.0
COMMENT: Wind E 20-28kts. All OK.
21-38
LATITUDE: 41-33.40N
LONGITUDE: 141-03.56E
COURSE: 270T
SPEED: 4.0
COMMENT: Tsugaru strait. Wind E 15kts. Strong
current.
А мальчишкам-дуракам - толстой палкой по бокам.
Бока и руки болят, но мы в проливе! Правда, пришлось
за это кое-чем заплатить... До сих пор у нас было
все тип-топ, но, как говорится, пришла беда -
отворяй ворота.
Порвали фал топселя, ну и ладно, заменим. Ветрочет
перестал адекватно показывать направление, надеюсь,
это потерлись провода, когда я занимался аварийной
уборкой топселя, хотя может быть и "стряхнулся". Топ
грот-мачты испытывал сильные рывки от неубранного
топселя.
Сегодня ночью мы остались без ветровой
электроэнергии. Пропеллер целиком снялся с оси и
улетел в море. Хорошо, что не попал ни в кого. Вроде
я его и ставил, болтиком контрил, некого и обвинить.
Надо было болтик на герметик ставить. Теперь
возникает головняк - в списке запчастей английского
Аэроген -4 есть комплектный пропеллер, или может у
кого из коллег лишний завалялся?
А в остальном, прекрасная маркиза - все хорошо.
Сашу удалось одеть в сапоги. Вода здесь 10, воздух 10. Кой черт понес меня в Сангарский пролив?
Саша пишет:
Очередной опус - в развитие темы впечатлений человека западной окраины от Пасифики.
"Что еще мне показалось заметным сразу - это то. что
в Тихом океане - Земля маленькая. Ну, в смысле
горизонт близкий. Есть с чем сравнить - ведь когда
ходишь под парусом - вечно есть причина посмотреть,
что там вдалеке. Так вот, "далеко" на Каспии (да и
на Азовском, на Черном, на Средиземном оказывается
дальше).
Вначале я не поверил - думал, показалось. Но все
повторялось - вновь и вновь. Как-то тихим вечером
обсуждали с капитаном. Горизонт слишком рядом -
говорю. Андрей подумал: Земля, видать, грушевидная;
и здесь, как раз - пипочка. Ты хочешь сказать - пуп
Земли? - говорю. Тут обсуждения перешли в иную
плоскость. и мы, несколько забыв о чрезмерной, а
также о какой-либо скромности вообще и слегка надув
щеки, решили, что просто пуп Земли перемещается,
отслеживая наш поход. Где мы - там и пуп.
Это, конечно, шутка. Все проще - поверхность воды в
низких широтах Океана всегда теплее, чем воздух -
даже дневной. В результате получаем тот же эффект,
что при отражении от "лужицы" на сухом раскаленном
асфальте. Только здесь этот эффект слабый и мягкий -
не отражение, а небольшое искривление луча вверх. Но
глаз "считает" луч прямым, поэтому слегка искривляет
поверхность воды.
Кстати, в зоне апвеллинга (поднятие холодных вод)
все обратно! Однажды, наблюдая такое в Каспии
(относительно недалеко от Актау, где это - обычное
явление: летом температура воды +10, воздуха +40),
мы могли заключить, что плывем в "блюдце", были
видны объекты, расположенные даже на юге - в Иране!
Впрочем - там вообще сплошные миражи.
Но вот возвращаемся - и все возвращается. В Японском
море горизонт далекий.
Цвет на серый меняет вода,
И становятся ночи короче -
пел бард. Наверное, тоже возвращался из низких широт
в дни летнего солнцестояния. И действительно - когда
мы переходим в "нормальные" для нас широты - вода
теряет те волшебные цвета, а которых я говорил
раньше! Даже в солнечные дни, когда преобладают
синие оттенки - появляется "сталь", вода темнее, - а
в конце концов - ни дать, ни взять - наши цвета. У
берегов Японии среди дождей м туманов - все, как на
Балтийском или Северном морях. В Японском море,
после пролива - ярчайший солнечный день - вода, как
в Черном. Похоже, во многом цвет определяется
температурой. Косвенно подтверждается тем, что до
этого наиболее яркие цвета морской воды я видел
летом у берегов Туркмении (Тводы +27).
Кстати о дождях и туманах. Собираясь в эту поездку,
я не думал о холодах. В Новой Зеландии - конец лета,
потом низкие широты, потом домой - там опять лето.
Но "вход" в Японское море полностью опроверг это.
За несколько десятков миль от пролива Цугару на море
спустился туман. Андрей, на правах местного,
предупредил - обычное явление. Возможно, но сам
туман показался мне необычным. Ветер усиливался,
появлялся и прекращался дождь, но туман оставался.
Он становился все гуще и гуще, все холоднее.
Казалось, он создан для того, чтобы осаждаться на
нас, на одежде, делать все, чтобы всюду было мокро.
Когда он проник повсюду, стало казаться. что внутри
яхты холоднее, чем снаружи! Каждый из нас был
вынужден ежесекундно испарять воду. осаждавшуюся на
нас, тратя на это немыслимое количество тепла.
Казалось, этому не будет конца - конец может ожидать
скорее нас!
...Все кончилось благополучно. Преодолев незримый
раздел между Тихим океаном и Японским морем, мы как
будто попали в другой мир. Нет, теплее не стало. Но
сырость куда-то девалась. Потом пояилось солнце -
как показалось - ярчайшее; может, просто по
контрасту с предыдущими днями.
Скоро Родина!
23 июня
18-14LATITUDE: 41-29.18N
LONGITUDE: 139-07.42E
COURSE: 300T
SPEED: 5.0
COMMENT: Wind E 7kts. Clear. Sea of Japan! All OK.
Мы в Японском море, светит солнце, легкий ветерок, и
уже пробежали по нему больше 40 миль. До м.
Поворотного 320 миль, потом сотня вдоль берегов, и я
дома.
Цугару был во всем своем великолепии - вода 10,
воздух 10, волна, ветер. Высокие и крутые волны
перекатывались через встречный танкер под японским
флагом. Со стороны это выглядело достаточно жутко -
он периодически цеплял форштевнем гребень, который
вкатывался на палубу, проходил судно насквозь, и
хлестал наружу через фальшборт кормовой надстройки.
И танкер немаленький, на пару тысяч тонн
водоизмещения.
9-03
LATITUDE: 41-47.90N
LONGITUDE: 137-45.60E
COURSE: 300T
SPEED: 5.0
COMMENT: Wind E 7kts. Clear. All OK.
Мерзнем, но прем вперед. Вода +12! Мы уже в 140
милях от Поворотного, хороший севернячок, идем
постоянно 6 узлов, уже слышно некоторые "Восходы"
(позывные пограничных постов). С
такими темпами мы можем придти туда завтра к вечеру,
и уже можно планировать власти предварительно на четверг или
пятницу.
....Завтра ночером подойдем к Поворотному мысу, буду
выходить на связь уже по мобильнику. Агентированием
традиционно занимается сын Митя.
Прем, как из пушки. Лодку только выплюнуло приливной
волной из Цугару, она поводила бушпритом,
прицелилась, и как побежала...
21-30
Залив Находка. Пограничники отработали по нам - получили информацию о маршруте и последний порт захода.
26 июня В Уссурийском заливе 11-30Встали на якорь возле яхт-клуба морской академии, Амурский залив, в ожидании властей. Ждем их к 16-00, приводим себя и лодку в порядок. Поход закончен!
Лучший суточный переход - 160 м.м., всего - 3072 м.м
по прокладке, средняя скорость на переходе 4,7 узла