Микронезия, Чуук >>>

Чуук - Вануату

30 ноября - 20 декабря 2007, схема перехода

30 ноября
1 декабря

Вчера, около 17 часов, мы ушли из Моена. Уже пару дней нет дождя, а как вышли в море, стало прохладно. Дует умеренный ветерок, волны почти нет, за сутки лодка пробежала больше 100 миль на юго-восток, туда, куда надо.

Главная проблема для нас в Микронезии оказалась жара - за 30 градусов. Днем делать ничего невозможно. Я собирался съездить по острову на велосипеде, мы планировали сгонять в отдаленную деревню на нанятой моторке и понырять, искупаться. Но, как наступает 10 утра - все падают в тень и ничего не могут делать до 15. Тут даже местные строят банк ночью, потому что днем - невозможно.

Поймали какую-то жуткую рыбу - длинную и с зубами наружу. Есть не стали.

2 декабря

Сегодня воскресенье - рыбный день. Почему-то вся рыба, которую мы поймали, ловится только по воскресеньям. В последнее время, в другие дни мы перестали даже закидывать удочки. Поэтому с утра забросил две снасти - одну с пластиковой японской "рыбкой"-воблером, другую с кальмарчиком.

На обе одновременно поймались две дорады. Одна, побольше, к счастью сорвалась, а вторую я уже разделал, Вадим будет сейчас жарить. Полведра рыбы, видимо на пару дней. Доедаем бананы. Завтра-послезавтра начнем есть яблоки. Помидоры уже пропали, да и невкусные они на Чуке. А арбуз - вообще умора, как с заполярья. С утра - традиционно едим кашку, сегодня была манная. Идем пока неплохо, ветер дует, волна не сильно достает. Через недельку будем проходить экватор.

3 декабря

Ночью всю вахту проходил грозовой фронт. Сверкало непрерывно, как от электросварки, дождь, ветер, какой-то разный. Сегодня идем, ищем пассат, пока дует чуть, а волну вчера раскачало большую, еле движемся. Воздух 33С, очень жарко... Вадя с Лешей топсель ставили полтора часа. Но, ведь поставили, и никто ни с кем не поругался, все спокойно и дружелюбно. Прилетала ободранная олуша, вокруг пометалась и села на воду. А мы мимо прошли. Даже не представляю, как это может быть у вас - снег, лед... Фантастика.

На Вануату полагаю быть в районе 20 декабря. Мы будем пытаться сделать визы НЗ в местном консулате. Голландцы делали, сказали, что не меньше 10 дней, так что на Вануату заторчим. Хотим полазить по стране, понырять, посмотреть на аборигенов. Как написано в гиде, есть деревни, в которых девушки одевают исключительно цветы, а мужики - надевают раковину, понятно куда. Как такое можно пропустить? Там еще и Рождество с Новым Годом, так что боюсь, что серьезно там застрянем.

Subject: путевое сообщение, Чава

В пятницу мы ушли с Чука. Заявку делали на 10 утра, ушли в 17. В качестве компенсации за задержку начальница иммиграции, полинезийка, с белым цветком в волосах, экспансивно танцевала в лодке национальный танец, я так думаю, покрытие пайолов ей понравилось, аж жмурилась от удовольствия. Обратил внимание, что у них там матриархат. Женщины - смелые, толстые и красивые, начальницы, мужчины выглядят несколько забитыми. Та же хозяйка иммигрэйшн привела с собой трех молодых симпатичных офицеров, которые внимательно выслушивали ее распоряжения и делали всю бюрократическую работу. Портовые сборы за все (стоянка, имми, таможня, агент, санитарный инспектор) составили 150 долларов, топливо взяли по 4=90 долларов за галлон, приняли хорошую (дождевую) воду, и свежие завозные продукты (американские, японские итд). Выбрались из атолла уже по ночи, через восточный проход для больших судов под названием Ноченап. На выходе, при постановке парусов, под форштевнем громко прыгали две здоровенных рыбины, наверное, дельфины. В связи с поздним уходом планы зайти на отдаленный остров, посмотреть, как живут настоящие аборигены и понырять, сорвались. Вообще - купаться в такой воде (32С) - противно. Отложили до Вануату.

После Японии наша лодка оснащена двумя транспортными средствами - парой велосипедов. На Чуке такой велик вызывал нездоровый интерес. Лев катался, сказал, чувствовал, что вот-вот в спину прилетит мачете от какого-нибудь завистливого мальца.

4 декабря

Дизеля теперь много - по 2-4 часа каждый день, так что на все наши три ноутбука хватает. Скоро докатимся до вечерних кинофильмов. Мы уже на 3 градусе широты, скоро перевалим экватор. В основном идем в бейдевинд, пока еще в слабом пассате, но скоро, боюсь, останемся без него. Жарко. Любая одежда сразу пропитывается потом. Ночью получше, но не сильно. В лодке прохладно, когда открыты люки. Когда поддает, люки приходится закрывать, тогда душно. Мало двигаемся, от этого дискомфорт, зарядку делать довольно сложно.

Ночью опять на моей вахте ночевала птичка. Дремала рядом, покачиваясь в такт качке. А так больше ничего нового. Волн уже почти нет, ветерок ровный, идем-идем...

Продукты - ну у нас еще есть тушенка-сгушенка отечественная, так себе, кстати. А набрали мы всяких овощных и фруктовых консервов, и ящик яблок американских. Хорошие продукты и относительно недорогие. Едим в принципе мало. Утром какую-нибудь кашку, и супчик легкий после обеда, фруктовый десерт и яблоко. Чай неограниченно.

Настоящие тропики - ветер 3-5 мс, солнце, по небу бегут тучки, к вечеру они наливаются водой, и шквалят с ливнями, по 5 минут. Волны почти нет. Мы на третьем градусе северной широты, через пару дней будем на экваторе.

У нас тут масса, как оказалось, инфы по Вануату, читаем диски, присланные Благовестом. Очень интересно, там сильное французское влияние, посмотрим. Индекс счастья самый большой, опять же. Аборигены голышом бегают. В то же время очень приличная марина. Нам там предстоит делать визы в НЗ, не меньше 10 дней ждать, я думаю, сгоняем по всему архипелагу. Да и температуры комфортней, чем у экватора, на Чуке.

"И каждая душа на Земле, которая летит высоко, училась у этих двоих, и бессмертной сестры Хо". Сижу, занимаюсь ремонтом гитары, в игралке диск Гребенщикова. В общем - похоже, гармонизация прошла успешно. Все здоровы и счастливы, каждый нашел свое место в нашем маленьком мире, плывущем вперед по Океану. Ласковые тропики - волны почти нет, ветер 3-4 мс, иногда подбежит тучка, шквальнет ветром и дождиком, на пять минут, и опять - солнце и Гребенщиков. Несем все паруса, включая топсель. Каждый сутки лодка проходит пока, после Чука, не меньше 100 миль. Лев озаботился проблемой ловли акулы. Говорит, буду сидеть дряхло в кресле, подойдет внук и спросит, а что ты дед, делал в тропиках? И что я ему скажу - что ни одной акулы не видел? Кроме того, он вырезает из кожи браслет, и ему нужны акульи зубы и кожа. Леша сгорел, видимо вечером будем насильно мазать мазью от ожогов. Добровольно он не соглашается, так же как и кепочку надеть.

 

5 декабря

Вчера Лев озаботился рыбалкой на акулу, ну и решил поймать рыбку на наживку. Тут же выскочила на палубу летучка, здоровая. "Мало" - говорит. Рыбку бросили за борт. Забросили нашего кальмарчика. К вечеру, через пару часов попался здоровый тунец. Туна-фиш. Лев вообще говорит, не вытащу. Я его еле выдернул, обмотал трос тряпкой, и рывком перебросил в кокпит. Мы тут же вырезали филе, у него мясо - как говядина, поджарили ночью. Такой вкусной рыбы я еще не ел. А сейчас, с утра, они развлекаются, пытаются сделать снасть на акулу. Тросик я им на поводок сделал, дальше - кусок фала, крючок колоссальных размеров, кусок тунца.

Скорость сразу упала на полузла. До Порт-Вила 1330 миль, солнце, ветер - ВЮВ 3-5 мс. Вчера за сутки прошли около 80 миль, начинает сказываться течение у экватора, которое стаскивает нас на запад.

6 декабря

Лев пишет:

"Акул здесь нет или они не клюют на тухлого тунца. Тунца мы сами поймали- часть съели , часть протухли на наживку. Вообще, морские рыбы на вкус не очень. Что дорады, что макрели, что тунец, как соевый белок - есть можно, но на вкус дерьмо. Уха из них не выходит. Летучие рыбки еще ничего, остальное-ботва. Но летучих рыб не поймаешь, они сами иногда запрыгивают в лодку. Тем и живем.

До экватора 22 мили. Опять жара. Из лодки днем почти не выхожу. Солнце жгучее, не загорал, а второй раз облажу. Моя вахта с 6 до 9 утром и вечером. Зашибись еще и уже по холодку. Небо ночью вообще не понятное, Медведицы нет, Полярки нет, ничего не понятно. Идем от острова Трука в Микронезии шестой день. Сегодня ветер не плохой, идем больше шести узлов, да вот волна понемногу поднимается, лодка начинает прыгать. Если совсем распрыгается, капитан погонит паруса убирать. Он любит нас подрессировать. То ему много парусов, то мало, бывает только стащим парус, даже в мешок не уберем, а ему давай уже обратно ставь. Любит ночью разбудить рифы брать.

А так все нормально. Очень понравился город Нагасаки. Ну просто песня. А Окинава нет, там полно американских баз и сплошная урбанизация. И еще при температуре воды плюс 28 у них закрыт пляж, потому что холодно. Воздух даже утром теплее 20-ти. Ну тупые! Я, конечно купался, но потом пришли сотрудники пляжа со свистками, в количестве 8-ми человек и выгнали меня из воды. И стояли смотрели , чтобы я обратно не забрался.

Еще в Японском море попали в шторм, волны большой не было, потому что мы поджались к корейскому берегу. Ветер максимальный не знаю какой был, помню Леха от штурвала орал, -Ветер 20 метров! Я лодку не переверну?! А капитан ему,_ НЕ! Она не переворачивается! Мы с Лехой , до сих пор этому не очень верим..."

16-27

Пересекли экватор на долготе 158E 05,76'.

7 декабря

Уже двое суток идем с хорошим ходом. Рядом с нашей трассой появилась небольшая область пониженного давления, ветер немного отошел и усилился до 6-7 метров в секунду. Поскольку воспитание у капитана не позволяет идти со скоростью ниже оптимальной, и свежий ветер с полутораметровой волной воспринимается как добрый знак, особого выбора формы мероприятия у нас не было. Наш праздник Нептуна выглядел так. Вадим - на руле, его вахта, я - рядом, расклинившись между рулевой стойкой и комингсом кокпита, Алексей - в кокпите с наветра, с ведрами, Лев, на палубе, по левому борту, с камерой. Лодка с видимым удовольствием выдавала свои семь узлов под фоком, гротом, стакселем, кливером и топселем, (за три часа, с 15 до 18 - 20 миль по генеральному курсу) я выкрикивал цифры отсчета широты, Вадим вел лодку, стараясь меньше брызгать, Леха готовил воду, Лев все это снимал на видео. В момент "0" по старшинству, каждый получил по ведру воды на голову, даже Лев со своей видеокамерой, потом мы сползли в кокпит. Из капитанских запасов была извлечена бутылка "Капитанского рома" и комплект японских фарфоровых рюмочек.

"Ну! За южное полушарие!" - сказал капитан. Все выпили, и задумались о своем. После этого был еще праздничный ужин и душевный вечер под южными звездами, с разговорами "за жизнь". Но гитару достать не удалось, погода была слишком свежей для гитарных посиделок, так же как и открыть на ночь люки, над палубой летали брызги. Похолодало. Температура воздуха упала до 28 градусов. Вчерашняя ночь прошла оживленно. Почти всю мою вахту вокруг шибался ярко освещенный рыбак, ближе к концу вахты он лег в дрейф и остался по корме, но на смену ему пришел другой! За сутки лодка пробежала 136 миль. Вот такие у нас здесь экваториальные штили...

Южный Крест увидеть пока не получается. Он восходит над горизонтом под утро, над морем дымка, кроме того, к этому времени пожилая луна дает яркую засветку неба. Подождем. Ждем и молодой луны, чтобы вытащить машинку и подстричься. А с Поляркой мы на днях распрощались, и надолго - до весны.

С акулой ничего не вышло. У молодежной половины экипажа была идея подманить акулу под корму и поснимать на видео. Для этого они вешали куски тухлого тунца на крючок, привязывали тушу на веревку... Короче, кроме потери пары десятков миль по курсу из-за снижения хода, и десятка килограммов ценного мяса, результатов нет. Пока ни одной(!) акулы с начала экспедиции никто не видел. В прошлом году, кстати, они стали появляться сразу после Нагасаки.

С удовольствием читаем политинформации, присылаемые Сергеем RV6ASX. Как оказалось, президент Путин поддержал наше начинание о возвращении русского флота в Мировой Океан, и даже послал эскадру в Атлантику. По крайней мере, здесь, в Пасифике, мы не должны теперь наткнуться на российскую ударную авианесущую группу. И это радует. У нас появился еще один источник информации - здесь мы принимаем радио"Свобода" по вечерам, которое активно клевещет на нашу счастливую российскую действительность. Долго искали что-то проправительственное - пока не нашли. Про "План Путина" пока ничего не поняли, спросим на Вануату, может там знают.

Ветер у нас кончился, то дизель покрутим, то паруса... покрутим. Головняк, в общем. Завтра должно опять слегка подуть. Топлива у нас относительно много, но надо экономить, широты по ветру никакие. Прилетают олуши колоссальных размеров, и все время пытаются найти себе посадочную площадку. Загадили нам всю корму.

Идем под дизелем, соединил проводки и связался с австралийским радиолюбителем. Дед, 65 лет, долго удивлялся, как это меня жена отпустила в море, а сама осталась дома, на хозяйстве. Что-то у них с женами, вообще, похоже, проблемы. Долго и въедливо все про лодку выспрашивал, про экипаж, как я стал вопросы задавать, а что тут у нас, говорит, ничего интересного, пустыня, солнце, и одиночество... Пытался сегодня пообщаться с нашими, слышу их хорошо, вызываю, обязательно какая-нибудь зараза забьет работу. У них там киловатты, направленные антенны... Мы, говорит, парень тебя слышим, ты подходи попозже, когда будет хорошее прохождение, или сделай себе нормальную антенну. А так, только позывной и слышим, владивостокский. Они-то не знают, что мы возле Новой Гвинеи. Куражу в общем нет, сидят деды и обсуждают как отмазаться от ремонта разбитой автомашины.

Озадачился мыслями о ветрогенераторе. По моим сегодняшним оценкам, можно было сэкономить на этом процентов двадцать - тридцать дизельного топлива. Никогда не думал, что здесь, в океане, в этих широтах, так знатно и стабильно дует. Видимо, в Новой Зеландии нужно будет присмотреть небольшой ветрячок, а после этого можно ставить и морозильник.

До Порт-Вила меньше 1100 миль. Теперь мы поехали "в горку", температуры будут постепенно падать, и влажность уменьшаться, я надеюсь. Уже сейчас, на ночной вахте, на ветру, я набрасываю поларовую курточку, иначе прохладно.

8 декабря

Вчера дымка над горизонтом рассеялась и я увидел Южный Крест. Созвездие состоит из четырех основных звезд, составляющих четырехугольник, почти ромб, с главной звездой Мимозой, одна из них - красноватого цвета. Спокойное такое созвездие, неяркое, но с достоинством, воспетое в сотнях строчек стихов и прозы. В те времена, когда романтизм был в моде. В общем-то видел я его и раньше, уже несколько дней назад, но "опознал" только сегодня.

Наблюдение звездного неба на вахтах - тема отдельная и неисчерпаемая. В тихую погоду яркие звезды, такие как Сириус, оставляют звездную дорожку на море. В ночи, когда дымки, и луны, на небе нет, у звезд проявляется цвет и характер. Одни из них, такие как Альдебаран, или Бетельгейзе, светят неярким и недобрым красноватым светом. Сириус переливается красно-зелено-голубым. Это система из двух звезд, и глаз ее разделяет. Есть звезды, раскаленные до голубовато-фиолетового цвета, большинство - незнакомые. Небо - чужое, разбираюсь в новых названиях с помощью компа. Канопус, Ахернар, Процион, Регул...

Лодка бежит как по рельсам, с суточными переходами 110-130 миль, волна улеглась, течение похоже, меняет свое направление и перестало так явно тащить нас на запад, "в Камбоджу", как шутит экипаж. По ночам стало прохладней и суше, хотя мы въехали в лето южного полушария. Впереди по метеопрогнозу, область маловетрия, посмотрим, если что, покрутим винтом.

Сменился с вахты. Уже, въехали. Ветер 1-2 мс, зыбь с востока, попутное течение 1-2 узла. Генуя не помогла, крутим винтом.

9 декабря

Уже сутки идем под двигателем, нет ветра. Электричества много, поэтому подолгу общаюсь с радиолюбителями. Все говорят, что скоро Новый Год и Рождество. И из Америки и из Аргентины. Сегодня провел два десятка связей. Надо бы ветра, а то припухнем тут в штилях возле (страшных) Соломоновых островов.

Море - как зеркало.

Экипаж считает сейчас логистику авиаперелетов в район Фиджи-Вануату и назад. Получается, что авиабилет до Сеула, что из Москвы, что из Хабаровска примерно одинаково - 12-15 тыс. руб. Потом до Фиджи, 12-15 тыс. руб., и до Вануату еще 5-10. У нас же будет смена экипажа, так что планируем, где лучше.

10 декабря

Тут в связи с тем, что дизель почти сутки крутили - по полному зеркалу, занялся я радиолюбительством. Пришлось работать в БПСК - наушники мои любимые дети утащили для плеера, а новые я забыл в Нагасаки прикупить, жалею теперь.

В БПСК за субботу-воскресенье три десятка связей, большая часть 10 ваттами. В общем, сложилось впечатление - в море связь работает очень даже неплохо. Австралиец Робин VK2HRE видимо все время сидит в эфире, я как нарисуюсь, он выходит на связь, просит координаты, спрашивает как дела. Грустно ему, мне кажется, сидит в пустыне, ничего не происходит, а тут приключение online.

Сейчас легкий ветерок получили, в бакштаг левого галса, несем около 100 квадратов парусины, (поставили новую геную) скорость 4-5 узлов, море гладкое, в общем - курорт.

Жарко, 30-35, и вода и воздух, но не так влажно, как было северней экватора. Идем даже несколько впереди графика, ну да впереди у нас еще будут встречные ветры, в районе Новых Гебрид.

11 декабря

Всю ночь лил дождь, ветер менялся, народ орал с палубы, требуя смены парусов, несколько раз выскакивали работать, не выспался. С утра кашки поел, захорошело, получил письма, еще лучше стало. Дождь так и льет, мы идем на 8 градусе южной широты, может уже тропики кончаются? Рыба последние дни не ловится.

Уже скучаем по берегу, если будет погода подходящая, скоро (через несколько дней) подойдем к архипелагу Новые Гебриды, гористому, с кучей действующих вулканов. Наверное, красиво.

С едой на этом переходе получше, но не хватает свежих (замороженных) продуктов. И жалко всегда выбрасывать горы мяса после рыбной ловли. Соображаю на тему холодильника и морозильника.

Только что опять все выскочили на палубу, убрали топсель, зарифили грот, бежим 8-10 узлов. Похолодало резко, до 25С. Дождь хлещет...

12 декабря

Здесь мертвый штиль, вода как зеркало, и плавает по ней какой-то мусор, скорлупки от кокосов, мухи какие-то. Даже олуши перестали прилетать, пароходы не попадаются, один плюс - попутное течение, и сильное. Эту ночь шли добавляло по полтора узла. Приплыли, в общем. Идем под двигателем, в ожидании ветра. Занимаюсь радиолюбительством, уже связался с немцем, бельгийцем, латышом, нашими европейцами - москвой и питером, американцами и канадцами, японцами и китайцем. Он у них один, вроде, радиолюбитель. Один местный, новозеландец, оказался из Окленда, дал телефон, чтобы я позвонил, когда приду. Другой местный, австралиец Робин, каждый раз, когда я в эфире, контачит, интересуется, как дела, спрашивает координаты, в общем, переживает за наш переход. Больше особо развлечений нет, разве что, гитару я починил и по вечерам с Вадей песни поем - "По морям, по волнам..." Остальной народ с вниманием слушает, где еще можно услышать "песню про пуговку"? Я думал на грушинском, куда ездит Леша, говорит, нет...

Народ присылает политинформации с Большой земли, мы теперь все знаем про план Путина - он называется "Превед Медвед".

13 декабря

Здесь мертвый штиль... Я даже не представлял, что такое вообще возможно. Ночь. Море успокоилось до зеркального состояния, и в нем отражаются звезды, самые яркие из которых оставляют дорожки на воде. Иногда звезды падают, некоторые оставляя яркий светящийся след и перечеркивая все небо, это наверное, те, что побольше. По всему горизонту вспыхивают беззвучные зарницы, а отдельные тучки, расцвеченные, как рождественские елки, пробегают поблизости в разных направлениях, иногда дохнув жаром и сыростью, как из деревенской бани, только запаха березовых веников не хватает. Лодка идет прямо по звездам, жужжа своим моторчиком и поплевывая водой из выхлопной трубы. Носовые паруса убраны, гафельные фок и грот стоят, раскрепленные завал-талями. Изредка звякнет скобка такелажа, или стукнет риф-шкентель по парусине, словно добрый конь, ради собственного удовольствия, встряхнет головой на бегу. Две маленькие светящиеся волны симметрично расходятся по бортам, раскачивая отражения звезд, позади, за кормой, светящаяся труба кильватерного следа, уходящая в темноту, в которой вспыхивают яркие звездочки потревоженного планктона. Картина - совершенно сюрреалистическая, практически - Ван Гог.

У нас теперь есть свой поэт номер 1 - Вадя

Про друга и Трук

Товарищ, я вахту не в силах стоять
Сказал рулевой рулевому.
Экран ноутбука почти не горит
И письма идут по-другому.

И сколько нам можно сражаться с волной
И рыбок кормить за кормою?
Увидеть мне берег одним бы глазком,
Одною ступить бы ногою.

И где же теперь наш бесплатный WiFi,
Что связь нам давал с целым миром,
Остался в Японии он навсегда,
И писем не пишет нам Ира.

К нему обратился его лучший друг
Терпеть нам осталось немного
У нас на пути уж лежит остров Трук,
Идет к нему наша дорога.

Жестокие шквалы все ночью прошли,
Наутро уже возле Трука,
У пирса мы стали, на землю сошли,
У тут рулевой обнял друга.

Здесь будет все то, о чем ночью мечтал,
На вахте суровой и мокрой,
Кокосы по доллару пара всего,
И булочек мы раздобудем.

Сказал капитан, будем пять дней стоять,
Зальем и воды и солярки,
Чуть-чуть отдохнем мы и дальше бежать,
А то днем тут очень уж жарко.

В два дня мы весь остров уже обошли,
Наделали фото хороших,
Купили продукты, таможню нашли.
Их пыльных не надо нам дорожек.

Послали уже мы "Position report"
И фото с большою дорадой,
Когда наша почта в Россию дойдет
Все будут за нас очень рады.

Мы долго сначала под дизелем шли,
Потом паруса развернули,
Курс взяли скорее на "рай" на Земле,
И в койках устало уснули.

Не спал у компаса один рулевой,
И парусом ветер он ловит,
Сидит на корме и с ним лишь олуш родной
А что нам фортуна готовит?

------------------------------------------------

Надеюсь, остальные таланты тоже вскоре раскроются.

14 декабря

Вот к чему приводят три ноутбука на борту, включенные почти непрерывно. Я уже им предлагал поиграть в виртуального шкипера... Стихов пока нет, продолжим прозой.

Одиннадцатый градус южной широты. Проходим в 70 милях западней архипелага Санта-Круз. Есть в этом архиплаге печально известный остров - Ваникоро. Двести с лишним лет назад здесь закончили свой путь корабли экспедиции Лаперуза - фрегаты "Буссоль" и "Астролябия". Корабли наткнулись на внешний коралловый риф, видимо, ночью, в условиях плохой погоды. Остров был открыт еще в 16 веке, испанцами, но вполне возможно, что французам был неизвестен. Часть личного состава экспедиции спаслась, французы выстроили форт на берегу для обороны от туземцев. Из остатков фрегатов они построили маленькое судно, на котором часть из них отправилась к ближайшей цивилизации, в Батавию. Судно до места назначения не дошло... Люди жили в ожидании спасателей, тем не менее даже Д.Антаркасто, посланный на поиски Лаперуза, и подходивший к Ваникоро через несколько лет после катастрофы, на берег не высаживался. Лишь Дюмон-Дюрвиль обнаружил здесь следы Лаперуза спустя 40 с лишним лет. Что же вы, ребята, - сказали им аборигены. Последний из ваших умер лишь пару лет назад, вот бы он обрадовался...

Лаперуз здорово наследил в наших краях. Терней, Монерон, пролив Лаперуза, мыс Крильон - все его. Снимите шляпы, господа - это были Моряки.

Мы продолжаем передвигаться от штиля к маловетрию. На молодежных вахтах, как правило, под двигателем. Ну очень им не нравится ловить слабый ветер, и идти со скоростью 2 узла, да и не очень получается. А наша могучая генуя кое-кого, так просто пугает. Мы со старпомом наоборот, предпочитаем пусть слабый, но ветер.

Кстати, по поводу райского наслаждения. Помня общее возмущение народа, что мы не собирали в море урожай кокосов, выловили. Полдня Вадим расковыривал этот орех, потом, когда добрались до ядра, долго добывали из него кокосовую стружку. Потом с трудом ели. Опилки и опилки.

Так что продолжаем рушить шаблоны и раскрывать скобки. На очереди в списке - плоды хлебного дерева.

Экипаж начинает расползаться под солнцем. Вода 33С, воздух 35С.

В связи с этим, вчера днем, на своей вахте, устроили учения, Вадя и Лев накачали лодку, спустили на воду. Они снимали видео, как лодка идет в море, со стороны. Поснимали, с удовольствием. Со страховочного конца не отцеплялись, потому что лодка шла своих пару узлов. Вытащили, посушили, вечером мы с Лешей лодку сдули и уложили.

Топлива у нас осталось меньше 100 литров, а до Порт Вила еще около 400 миль. В течение дня ветер дует несколько часов, потом штилюем под движком, так что надеюсь, хватит как раз. Воды еще литров 150, и еще не начинали ограничивать. Так что все в порядке. По плану мы должны быть в ПортВила 20 декабря, пока идем впереди графика на полтора суток. На Вануату будем пытаться делать визы на НЗ, я так подозреваю, придется там заторчать дней на 10-15. Так что Новый год, видимо, встретим на Вануату.

15 декабря
Subject: распорядок

На длинных переходах распорядок складывается более-менее естественным образом.

Сейчас, в условиях тропиков, вахты трехчасовые, "в одного". Для работы с парусами наверх вызывается подвахта, или весь экипаж. После вахт народ отдыхает. Утром старпом готовит кашку, и будит всех на завтрак. Раздача полученной почты. В середине дня готовим какой-нибудь супчик, к вечеру -фруктовый десерт. Едим мало, из-за жары и гиподинамии. И чай, в неограниченных количествах. Воду не ограничиваем, объем танков позволяет, так что умываемся пресной водой, хватает даже помыться под душем раз в несколько дней. Ориентировочный суточный расход воды на человека в тропиках - 4 литра питьевой, и 4-6 литров мытьевой.

Вечером экипаж собирается на вечерние посиделки. Читаем политинформации, рассказываем байки, поем песни под гитару. Если штиль, а значит, работает двигатель, наши фанаты компьютера устраивают компьютерный салон и весь день высматривают что-то в экранах ноутбуков. К вечеру я собираю и отправляю почту. У нас большая переписка, каждый день десяток сообщений. Так и живем.

Занимаемся вопросами смены экипажа. Сегодня выяснили, что "втупую", без всякой проработки логистики, билет из Хабаровска до Вануату и обратно стоит 64 тыр. Маршрут через два основных узла - Сеул и Фиджи.

10 апреля 2008 мы будем на Тонга, потом Западное Самоа и Фиджи, все это в реальные затраты времени - меньше месяца. Я так понимаю, что все эти точки доступны местными рейсами с Фиджи, а прогон Хабаровск-Сеул и Москва-Сеул по цене равнозначны. Все точки - безвизовые. Так что - если кто мечтает увидеть Южный Крест, .... легко. Нужно связаться со мной и решить вопрос до конца января.

Продолжаем идти через штили. Вроде в графике. В связи с хорошей погодой каждый вечер собираемся "на балкончике", как говорит наш сугубо сухопутный Лев, и лясы точим.

16 декабря

Мы, наконец, получили подходящий ветер, идем вдоль большого острова Эспириту-Санто из архипелага Вануату, правда, визуально пока не видим, до него еще 30 миль. Уже хочется и увидеть землю, больше двух недель в море. Думаю, еще пара-трое суток, и придем в Порт-Вила. Сегодня поменяли четвертый маленький баллон газа на большой, последний. Получается, что мы расходовали литр газа в сутки.

17 декабря

Вот мы землю и увидели. Ползем потихоньку, через пару суток, надеюсь будем в Порт-Вила. Здесь жуткие грозы, радио постоянно шкворчит разрядами. Сегодня поставил задачу перед экипажем - рулить безупречно. Итак уже суточные переходы упали до 60-70 миль, ветра очень мало. Долго объяснял что такое безупречность. Посмотрим, как будет работать.

18 декабря

Ветер доносит запах земли. Причем нормальный такой запах, без всяких необычных примесей, типа японской хвои. Нормальный запах влажной земли, почему то напомнил мне сразу Кавказ, нашу спелеоэкспедицию в пещеру Напру. Когда после недели подземки мы поднимались, и на 200 метрах почувствовали первый запах - это был точно такой же запах. Сели тогда на перекус, сидели, и не могли надышаться.

Острова видны вдалеке, и ночью подсвечивают темноту селения. Сегодня подойдем на контргалсе близко, посмотрим, как выглядит.

У нас продолжается испытание безупречности. Идем галсами, до этой Вилы, всего ничего - 80 миль, но точно на ветер. Леха злорадно хихикает - типа, крейсеристы, и до вас дошла очередь ходить галсами, а то все по ветру, да по ветру... Лев озабоченно меряет расстояния, ему нужно вовремя встретить девушку. Только нам с Вадей спешить некуда, мы находимся в нужном месте, в подходящее время. Канистру солярки я припрятал, на подход в бухту, вода в цистернах зацвела, но в канистрах НЗ еще есть 40 литров. Видимо будем промывать и обеззараживать водяные танки в Порт-Вила.

19 декабря

Идем мы на на остров Эрате, в Порт-Вила. Поскольку здесь слабо, но работает ЮВ пассат, мы всеми силами отклонялись до экватора к востоку. В южном полушарии штили просто замучили, топливо практически выработали, осталось 20 литров на подходы. Лавируемся против ветра, волны и течения. Все по плану, как изначально дали время прибытия 20 декабря, так и подойдем, до Эрате около 50 миль.

20 декабря

17-44.26S, 168-18.59E

COMMENT: all OK. Port Vila, ancorage for formalities

Мы пришли в Порт-Вила, как мы делаем это обычно, под покровом ночи и в свежую погоду. Зашли в глубину гавани, а прикрыта она исключительно хорошо, и бросили якорь возле желтого карантинного буя. Только что записал в журнале время - 20 декабря, 1=20 (по Владивостоку). Мы пришли по графику. Южная ночь, с берега доносится музыка, птичьи трели, множество огней, елки мигают. Цивилизация.

1897 миль по ген. курсам за 20 дней, средняя скорость на переходе 4 узла, остаток топлива 10 литров.

Стоянка на Вануату >>>