Рассказ о строительстве Argie 10

Андрей Губченко

 

Меня ещё с детства привлекали суда, особенно парусные. Может быть потому, что мой папа был моряк, может книжек про пиратов начитался :). Раньше я считал что яхта - это безумно дорого и доступно только небожителям, пока однажды не познакомился в Крыму с одним яхтсменом...

После этого я начал искать в интернете информацию про парусные яхты, смотреть стоимость подержанных яхт, наткнулся на этот форум журнала «Катера и Яхты», и понял, что можно построить лодку (да и яхту) своими руками. После небольшого ознакомления с некоторыми проектами, попыток переписки с владельцами сайтов и проектов лодок, выбор был сделан и куплены чертежи. Для своего первого опыта я решил выбрать что-нибудь поменьше, но с возможностью вооружения парусом.

Сейчас мне трудно объяснить почему, но чертежи покупал на stroim-lodku.com.ua. Проект назывался «Арджи», уже в процессе строительства я узнал в приобретённых мною чертежах проект Argie 10 (потом купил ещё и проект Argie 15 через Вас, но это уже совсем другая история). В общем чертежи были на руках, купил фанеру ФСФ 6 мм и оборудовал в гараже свою скромную судоверфь. Так начался этот небыстрый, но очень увлекательный для меня процесс строительства своей первой лодки, ПАРУСНОЙ. До этого у меня не было опыта работы с эпоксидной смолой, стеклотканью, и тем более - опыта строительства лодок.

В процессе приготовления были проштудированы различные источники в интернете, описывающие принцип работы с эпоксидной смолой. При выборе материалов мой выбор пал на смолу КДА и отвердитель Этал 45.

Расчертив заготовки деталей на фанере и выпилив их электрическим лобзиком, симметричные детали скреплял между собой струбцинами и обрабатывал вместе. Заготовки бортов соединял встык с оклейкой места стыка стеклотканью с обеих сторон.

  

При сборке корпуса из заготовленных деталей сначала решил использовать пластиковые хомуты (стяжки), но в процессе понял, что они прилично вытягиваются и большая их часть была сразу же заменена на медную проволоку, которая впоследствии была удалена. Когда из деталей заготовок вырисовался корпус будущей лодки я испытал большую радость.

Все стыки были проклеены стеклолентой, вырезанной из стеклоткани самостоятельно (при строительстве следующей лодки планирую покупать готовую ленту, так как от изготовленной самостоятельно периодически отделялись нити и получались «сопли»). Сначала смолу наносил на фанеру, потом клал ленту, потом ещё смолу добавлял. Использовал пластиковый шпатель и кисть. Поначалу, конечно, много пузырей было, но потом ничего, приноровился. Хотя соплей было много. Все части корпуса (дно, борта, шпангоуты) промазывал смолой, потом шлифовал подтёки от смолы :) После покупки шлифовальной машинки процесс пошел немного быстрее. После переворота лодки, проклеил снаружи швы стеклолентой, отшлифовал всё, просмолил и опять отшлифовал.

Наступили холода и лодка была поднята под крышу до весны, а зимой произошло ЧП - пожар в соседнем гараже. В результате у моего гаража сгорела крыша, но лодку удалось вовремя спасти. Потом с родственниками произошло горе, в общем было не до лодки. Летом я построил отдельно стоящий сарайчик - специально для продолжения строительства, сарайчик получился весьма не мал, лодка переехала в него (на новую верфь), и работы с ней удалось возобновить только к середине августа.

Я решил оклеить дно стеклотканью. Ткань расстелил на днище лодки, на неё лил прямо из банки смолу, потом шпателем разравнивал. Получалось почти без пузырей и достаточно быстро, но после высыхания всё-равно долго шлифовал. Затем вклеил рейки, предусмотренные проектом внутри банок (рейки 20х20 делал из реек 20х40, сосновых), немного подшпатлевал изнутри (делал на этом этапе строительства шпатлёвку из смолы и аэросила), приклеил днищевые реданы и плавник.

Врезал швертовой колодец, при этом немного перестарался и стенки колодца немного вогнулись вовнутрь, в результате чего шверт в него уже не входил. Очень этому расстроился, но вырезал новый шверт, не так обильно как первый покрыл его смолой и всё встало на свои места. Затем приклеил (и пришурупил) привальный брус. После этого уехал с ребёнком на лечение, а по возвращении опять наступили холода.

На следующий год купил краску на эпоксидной основе Этал-М7, цвета Ral-9003 (белый) и Ral-5012 (голубой), а так же шпатлёвку "Этал-Waterline".

Внутри банок красил без шпатлёвки, прямо по смоле. Вклеил и пришурупил на свои места скамейки, прошпатлевал весь корпус, долго шкурил потом (вручную, бруском с наждачкой), потом всё покрасил (около четырёх слоёв) и наконец-то спустил на воду :)

Очень переживал, боялся что лодка, не потонет конечно, но как-нибудь на бок перекосится. Для меня это было знаменательное событие. И опять наступили холода.

Закупил ткань (дакрон), производитель TEXLON (США), нитки, начитался литературы про пошив парусов, освоил (насколько возможно) Sailcut Cad и начал размечать на ткани выкройки будущего паруса. Ребёнок с большим энтузиазмом помогал. Крепление паруса к мачте решил осуществить карманом. Со швейной машинкой работал впервые, но результатом остался доволен, правда ночью мне снился шов "зигзаг" и звук работающей швейной машинки :)

Весна и лето у меня выдались богатыми на поездки (в основном на реабилитации с ребёнком), и работы с лодкой не продвигались. Но вернулся наконец-то домой и на свою верфь. Собрал и покрасил рулевой колодец, склеил и покрасил перо руля, пришил карман к парусу и латкарманы.

В августе уже доделал мачту и гик из алюминиевой трубы, спалось как-то плохо, всё переживал, вдруг парус как-то не так сшил, или мачту неправильно сделал ... в общем не спалось. В итоге рано утром разбудил батю, и вместе с ним выволок лодку на улицу, установил мачту и в первый раз поднял на ней парус :))))

В сентябре я наконец-то первый раз спустил лодку на воду под парусом. До этого у меня не было опыта самостоятельного хождения под парусом, только в качестве туриста на морской прогулке.

Сначала немного запутался и чуть не завалился на бок, но потом вспомнил, что писали в умных книжках и приноровился. Я получил огромное удовольствие и теперь, при первой возможности, стараюсь выходить на воду.

В общем, ещё одним больным по парусной стезе стало больше

Все работы по лодке проводились в основном в ночное время, после работы и того, как дети ложились спать :)

Хочу Выразить большую благодарность моей семье, а особенно жене, за понимание и терпение.