Владивосток-Нагасаки

 


chava.ru



Contact

Владивосток-Нагасаки

Автор - Андрей Савин

 

10.06.09 День вылета – перелет Москва-Владивосток

День вылета из Домодедова. Рейс перенесли на час позже. После прохождения паспортного контроля, купили с Андрюхой бутылку рома и смотрели в зале ожидания, как наши с финнами ногомяч гоняли. Выпили за  первые два гола Кержакова, про третий гол Зырянова узнали уже в автобусе на посадку. Победа сборной улучшила и без того приподнятое настроение.

Лететь до Владивостока 9 часов, время коротали, допивая ром из-под полы.

 

11.06.09 Прилет – Дорога до бухты – Знакомство со шхуной и экипажем.

 

Прилетели в час дня по местному времени (+7 часов к московскому). Владивосток встретил прохладной погодой и моросящим дождем.

Пока ждали нужный автобус до города, нас настойчиво осаждали таксисты-частники, предлагая довезти до бухты за 2000 рублей. Андрюха вступил в торг,  и в результате селекции был отобран водила, согласившийся отвезти за полцены с попутчиком.

Попутчик оказался местным и очень разговорчивым. Сначала он подробно расспрашивал нас, куда мы едем, и на мои зачитывания адреса назначения по бумажке, реагировал странно, говорил: «чтож вы все московские такие запуганные, что вы все скрываете, я же вам помочь хочу!» И утверждал, что зачитанный мною адрес явно не полный, и по нему точно определить место невозможно. Мы его тогда успокоили, сказали, что пусть нас, мол, привезут до бухты, а там мы уж как-нибудь сами.  Кажется, он обиделся, но виду не подал, а, немного помолчав, принялся выступать в роли гида, рассказывая нам обо всех местах города, которые мы проезжали. В общем, мужик оказался неплохой,  и когда мы его высаживали, тепло с ним попрощались.

Владивосток – город холмистый и как нам показалось, мрачноватый (может из-за пасмурной погоды?). По петляющим вверх-вниз улицам снуют исключительно японские подержанные авто с правым рулем. Дома в основном старенькие, особенно в районе по улице Нейбута, который местные жители метко назвали «Ниибута» (он пользуется дурной славой, и ходить там по вечерам, со слов нашего попутчика, небезопасно).

По дороге к бухте попали в здоровую пробку. Причем, в отличие от Московской, которая медленно, но движется, Владивостокская пробка стоячая. В общем, добрались до бухты только к 4 часам вечера.

Разыскали лодку на пристани, там нас встретил один из участников перехода, Дмитрий из Нижнего Новгорода. Ознакомились с лодкой, которую до этого видели только на фотографиях.

Сорокафутовая гафельная красавица-шхуна, обладала широким корпусом, обеспечивающим отличную остойчивость при любом волнении на море, и трех миллиметровой стальной обшивкой, что на целый миллиметр больше рекомендуемой для такого типа судов. Шхуна несла мощное парусное вооружение и была оснащена всеми современными средствами навигации и связи: gps навигатором, рацией, спутниковой связью. Перед штурвалом располагался магнитный компас, лаг и gps, показывающие глубину, скорость и направление ветра, скорость лодки. На палубе находилась надувная моторная лодка для связи с берегом и как средство спасения. За кормой был прилажен авторулевой, позволяющей при хорошем ветре настроить штурвал на курс и двигаться по ветру в автоматическом режиме.

К вечеру приехал еще один человек – Владимир из Хабаровска. Он быстро расположил всех к себе бутылкой коньяка и множеством историй из жизни. Приготовили макароны по-флотски, поужинали. В общем, посидели, выпили и легли спать. Завтра выходим в море.

 

12.06.09 Отплытие – Оформление властей – Первый раз за штурвалом – Начало морской болезни.

 

Утром приехал капитан - Андрей Попович, старпом (старший помощник Лом, т.е. Женя Милованов) и сын капитана – Митя. Капитан был суров и деловит, а старпом напротив, весел и разговорчив. Различие их в комплекции, лишь усиливало контраст. Капитан – небольшого роста, поджарый мужчина лет 40-45 с обветренным лицом и прямой спиной, неуловимо напоминал индейского вождя древних инков. Евгений – грозного вида здоровяк, оставаться суровым совсем не хотел, а постоянно улыбался и шутил, и вообще оказался душой компании. Женя принялся оформлять кипу бумаг для пограничников и таможенников на выход в море, поминутно уточняя у капитана тот или иной пункт. Мы же расселись в кокпите, и рассматривали окрестности бухты и проходящие корабли. Местные пейзажи – суровые сопки в дымке тумана, низкие дождевые облака.

Оформление было назначено на 12 часов дня, мы пришвартовались у пристани морвокзала где-то в 11-30,  и к нам навстречу тут же вышла группа погранцов и таможенник, которые предложили нам отшвартоваться и побродить поблизости до назначенного времени. Капитан, как законопослушный гражданин, отдал команду на обратный отход, но, погранцы смилостивившись, разрешили подождать до 12 часов у берега. Митя побежал встречать машину из яхт-клуба с трапом оборудованным перилами, т.к. представители власти желали подниматься на борт с комфортом и требовали подобные громоздкие сооружения у всех без исключения. Трап установили, но погранцы не пришли и в 12-00, как потом выяснил Митя, они обедали! Но вот, наконец, отобедавшие представители властей нас оформили, немного заставив понервничать Димку, который у себя в Нижнем не заплатил какой-то небольшой штраф и уже имел проблемы со снятия с одного рейса самолета. Но обошлось.

Вышли из залива на моторе, ветер слабый, но к вечеру стало свежеть, и капитан отдал команду поставить грот и геную, а меня поставил за штурвал, показав, как надо держать курс и объяснив нюансы управления. Я за штурвалом парусника, мечты сбывались! Мы все набирая ход, неслись на юго-восток, свежий ветер бил в лицо, парусник качало на волнах, позади постепенно таяли берега дальнего востока, а я стоял за рулем и управлял этой песней вокруг меня и внутри меня!

Внутри меня…внутри меня постепенно песня начала сменяться неприятным чувством, будто я выпил хороший коктейль из низкокачественной водки и пива и заел все это добро овсяным печеньем. Идиотская улыбка, до того не покидавшая мою довольную физиономию, постепенно стала вымученной, а потом лицо и вовсе приобрело сосредоточенное выражение. Сосредоточенное на внутренних, скажем прямо, не очень приятных позывах. Терпел я несколько часов, а потом спустился в туалет, и удовлетворил просьбу желудка. Я еще не знал, сколько раз мне это предстоит сделать! Между тем, капитан распределил 4-х часовые вахты: я нес вахты с ним с 12 до 16-00 дня и с 12 до 4-00 ночи, Андрей с Женей (старпомом) с 16-00 до 20-00 вечера и с 4-00 до 8-00 утра, и Дмитрий с Володей с 8 утра до 12 дня и с 8 вечера до 12 ночи. Несение вахты подразумевало стояние за штурвалом, держание курса, отслеживание впереди по курсу препятствий и отмечание в конце вахты на карте и в журнале маршрута и статистики по переходу: сколько миль прошли, с какой средней скоростью, какой ветер.

В ночную вахту, я чувствовал себя самым отвратительнейшим образом, меня выворачивало через каждые 15 минут за борт, мне казалось, что я помираю)), но вахту я достоял до конца и упал в койку. Лежать кстати с закрытыми глазами на спине гораздо легче по самочувствию.

 

13.06.09 Выздоровление

 

Проспал до утра, есть не хочется совсем, а команда с аппетитом уплетала приготовленную капитаном овсянку с сухофруктами. Меня уговорили немного поесть, через 15 минут я этим накормил рыб)) Поел еще немного и лег в койку, желая сохранить хоть часть съеденного. В дневную вахту борьба с морской болезнью перешла в стадию кульминации, я и был вынужден за час до окончания вахты капитулировать и попросить капитана отпустить меня в койку -  «а то сдохну», сказал я. Команда сочувственно посмотрела мне в след, я упал и провалился в сон. Сожалел ли я в тот момент о том, что решился на этот поход? Вовсе нет! Ну, почти нет…))

Вечером я проснулся с чувством, что мне, кажется, гораздо лучше. Капитан кстати, рассказывал, что проходит морская болезнь достаточно резко, а не постепенно. Проверяя себя, я вылез на палубу, нацепил сбрую и пошел на бак, нос лодки, там посидел, прислонившись к фок-мачте, и понял, что все налаживается. Поужинал я уже с аппетитом. Ночную вахту стоял как огурчик, появился интерес к жизни и окружающему водному пространству. Я даже попросил капитана, когда он пришел меня менять на руле, дать мне достоять вахту за штурвалом, на что он с радостью согласился. Несмотря на страшную холодрыгу (вечером-ночью все надевали на себя все что есть), я в полголоса напевал старые советские песни, смотрел на чернеющий горизонт и чувствовал себя настоящим морским волком))

 

14.06.09 Несчастная цапля – Ловля тунца – Дельфины

 

Вчера к нам на борт прибыл неожиданный пассажир. Небольшая цапля, невесть откуда взявшаяся в открытом море, на последнем издыхании села на борт лодки. Как сказал капитан, такое иногда случается, когда птицы отбиваются от стаи или далеко залетают от берега и теряются. Сил у нее уже не было, и хотя она и нас боялась, выбрала наименьшее из зол, села с краю, засунула голову под крыло и стояла, покачиваясь в такт шхуне, обдуваемая со всех сторон ветрами. Капитан пояснил, что, скорее всего она погибнет, т.к. плыть нам еще много, а сил охотиться и летать, у нее уже нет. Есть с рук дикая птица не станет. Мы обсудили судьбу несчастной цапли, сфотографировались на ее фоне и больше не стали ее беспокоить.

А мы между тем решили заняться рыбной ловлей. По настойчивым просьбам Дмитрия, старпом достал снасти на тунца – стометровую толстую леску с наживкой в виде потрепанного кальмара, мы привязали ее на корме и закинули за борт тролиться. Может, что попадется?

Вечером видели позади себя как, толи касатки, толи дельфины, устроили охоту на рыб, подкидывали их из воды и выпрыгивали сами. Игрались. На фотоаппарат, к сожалению, запечатлеть не удалось.

Кстати, заметно теплеет, скоро будем купаться.

 

15.06.09 Купание – крузерфикс – ночная ловля кальмаров – вахта при звездах

 

Проснулся утром после вахты, узнал, что цапля предприняла героическую попытку взлететь, упала в море и больше не поднялась. Птичку, жалко.

Димка и Женька занялись освоением хитрого прибора под названием «крузерфикс». Это приспособление, в случае гипотетического отказа электронного оборудования и навигации, помогает определить примерные координаты местоположения, путем многократных замеров по солнцу. Они скрупулезно прицеливались по прибору на солнце, записывали время и показания, и так до вечера.  В результате у них, кажется, ничего не получилось, но они не сдались и грозили завтра повторить попытку.

После обеда капитан разрешил устроить купание на привязи. На скорости 4-6 узлов, по очереди спускались по кормовой лесенке в воду, пристегивали себя к ней и полоскались в море на привязи. Памятуя о словах капитана, что при купании приветствуется натуризм, никто не обременял себя никакой одеждой в виде плавок)).

После великолепного заката, запечатленного на все фотоаппараты, было решено заняться ловлей кальмара, которые водились в этих местах. Мы уже начали встречать по ночам корейских кальмароловов, которые вставали на якорь, врубали галогеновое освещение, и были издалека похожи на зарево или НЛО или новогоднюю елку, и таким образом привлекали мелкую рыбешку, которая в свою очередь приманивала кальмаров. Так их и ловят сетями. У нас масштабы поскромнее, поэтому закинули пару блесен и стали ждать. Пока ждали улова, мы с Андрюхой развлекались тем, что пытались утопить наполненную морской водой пластиковую баклажку в море, не помню, в чем состоял спор, но он утверждал, что утонет, а я - что будет висеть в воде. Из-за скорости передвижения чистоты эксперимента достигнуть не удалось, поэтому пытливыми умами было решено изменить стратегию и утопить в ведре с водой наполненный такой же водой маленький пластмассовый тюбик из под зубочисток. Было весело!

А тем временем, капитан выловил первого кальмара, а через час еще одного. У Вовки и Димки с противоположного борта ничего не ловилось,  а потом вообще запуталась леска.

Но нам и двух кальмаров было достаточно, утром их нам обещал приготовить старпом.

Ночь была уже теплая, поэтому вахта стоялась легко. Все легли спать, капитан пошел сверять маршруты и отправлять почту, а я стоял один за штурвалом, слушал шелест волн, пение ветра в упругих парусах, скрип такелажа и балдел от огромных, ярких звезд, которые усыпали все черное небо. Они  перемигивались и перешептывались между собой, говоря о вечности и одиночестве. Сколько мореплавателей от начала веков они вот так же наблюдали со своего величественного пьедестала. Иногда короткой чертой проносились метеоры – «падающие звезды», вон полетела крохотная точка спутника. Поднялась кроваво-красная луна. Когда-нибудь к этим мирам устремятся уже космические корабли, ведомые такими же капитанами по волнам бескрайнего космоса. Я бы вот хотел совершить и такое путешествие, куда-нибудь в созвездие Кассиопеи или Веги. Что-то в этом всем есть.

Тем временем в наушниках плеера зазвучал «Moment of peace» Gregoriana и наступила нирвана: вокруг только море, подо мной три километра бездны (так говорят карты глубин), надо мной  черная бесконечность, усыпанная бриллиантами. Я чувствую себя песчинкой мироздания, все родное и близкое где-то далеко-далеко, почти на другой стороне планеты в другой реальности. По коже бегут мурашки, и где-то в глубине отзываются песней неведомые струны души.

Время остановилось…

4 утра, заспанный Андрюха меняет меня на вахте. Иду писать письма (капитан разрешил), чтобы поделиться эмоциями с большой землей.

Все, пора спать.

 

16.06.09 Купание – открытие острова – истребители – Цусима

 

На завтрак ели приготовленных кальмаров (очень вкусные, не то что из магазина), вареные яйца, бутерброды с маслом и сыром,  и пили чай. После завтрака продолжились учения (или мучения?) с крузерфиксом.

Днем встали в дрейф (хотя со ставшей крылатой в этом переходе фразы: все, что меньше восьми узлов – дрейф) и купались вокруг яхты, прыгали с бортов и бушприта. Лепота!

Все больше стало встречаться кораблей, скоро Цусимский пролив.

После обеда, ближе к вечеру я увидел на горизонте далекий остров, о чем возвестил криком «Земля слева по курсу на десять часов!» Предложение высадиться и застолбить за собой остров капитан отверг, сказав, что его уже открыли до нас. Более того, в небе над нами тут же появились два истребителя, которые сделали несколько угрожающих заходов на нас, капитан сказал, что фотографируют. После такой демонстрации силы со стороны японцев, было решено временно отказаться от захватнических посягательств на чужую территорию.

Тунец не ловится, поэтому волевым решением экипажа, решено вместо него ловить дораду, при этом снасть так и остается на месте, и тунец уже готовый заглотить приманку, нехотя, отплывает, уступая место дораде, повинуясь единогласному решению суровых моряков.))

На закате проходим Цусиму, все собрались в кокпите, пьем чай, обсуждаем перипетии цусимского сражения, спорим, представляем, как прямо сейчас под нами на 2-3 километровой глубине уже более 100 лет лежат русские корабли, русские моряки. Разговор затихает, молчим в память о них, каждый думает о чем-то своем, наблюдая, как красный шар растворяется на горизонте, окрашивая море кровавым оттенком.

 

17.06.09 Неудачная ловля кальмаров – штиль – японские острова

 

Шестой день в море. Проходим между японскими островками, вокруг уже оживленное судоходство. Завтра заходим в Нагасаки.  Жарко.

На многих островах видны большие белые ветряки, добывающие электроэнергию для экономных, заботящихся об экологии японцев.

К вечеру предпринимаем еще одну ловлю кальмаров, на этот раз безрезультатную.

Ветер слабеет с каждым часом, в мою ночную вахту уже еле ползем один-пол узла, но двигатель не включаем – идем с опережением графика. Всю ночь вокруг снуют десятки японских рыболовов, все море от них в огнях. Движение, как будто в городе на дорогах.

 

18.06.09 Прибытие в Нагасаки

 

Утром приводим лодку в порядок, моем палубу, каюту. Снова купались.

Поднимаем японский флаг, т.к. находимся в территориальных водах Японии.

Днем меня подняли с помощью «беседки» (дощечка на веревке) на самый верх мачты, чтобы поснимать оттуда на фотоаппарат, как будут убирать паруса. Чуть снять обратно не забыли, пришлось привлекать внимание.))

Впереди уже показался Нагасаки, все переоделись в цивильную одежду для схода на берег, фотографируем, предвкушаем цивилизацию. Жарко. Царит радостное возбуждение, делимся впечатлениями. Вот справа верфи Мицубиси, вот мощная система волнорезов – защита от разрушительных цунами.

Заходим на движке в бухту, над нами красивейший подвесной мост, мимо ревя турбинами, проносится катер на подводных крыльях. На гористых склонах жмутся друг к другу маленькие аккуратные домики японцев, выстроенные как будто из конструктора «Лего». Впереди красивое здание морвокзала увенчанное большим оранжевым шаром.

Швартуемся в «марине», при этом на берегу нам помогает новозеландец (кажется новозеландец, не помню) Пол, знакомый капитана и японец, работник «марины». Жена Пола работает, по-моему, учительницей в Нагасаки, и они живут прямо на своей яхте уже несколько лет.  Через несколько минут приходит служба карантина, меряют температуру, проверяют бумаги. Потом таможенники, тоже кипа заготовленных для них бумаг, и они довольные уходят. Последним идет паспортный контроль, и вот, мы можем сойти на японскую землю. Ура!

По предложению капитана, мы отправились в традиционную японскую баню, набраться местного колорита и, заодно, помыться горячей водой. Шли через город пешком, удивляясь чистоте вылизанных улиц, и резиновым дорожкам для слепых на тротуарах. Димка призывно улыбался местным красавицам, те смущенно смеялись в ответ.

Движение на дорогах левостороннее, машинки все маленькие, как игрушечные. Много мопедов и мотоциклов. По маршруту бегает разноцветный трамвай.

Местная баня представляла собой помывочную с тремя купелями: с горячей водой, холодной и горячей с травами. Краны душа почему-то располагаются на уровне пупка, и по примеру моющихся японцев пришлось брать маленькие пластмассовые стульчики, и, сидя, согнувшись под краном, мыться. Все сидели на них и ржали.

После бани пошли ужинать в местный суши-ресторан, отведали традиционной японской кухни, выпили местного пива (такое же по вкусу, как наше).

До вечера гуляли по городу, после чего вернулись на «Чаву» и откупорили бутылку виски за прибытие. Затем, Я, Андрюха и Димка отправились в поисках ночной тусовочной жизни Нагасаки. Если коротко – ночную жизнь мы все-таки нашли, по пути вступив в диалоги не меньше, чем с десятком местных жителей (с переменным успехом), но Димка остался недоволен результатом похождений. На лодку вернулись глубокой ночью.

 

19.06.09    Утренняя пробежка - Осмотр города

 

Рано утром меня разбудил капитан, мы с ним накануне договорились об утренней пробежке по местному парку. Парк располагался на берегу бухты, был весь в цветах, с небольшим искусственным водопадом, пахло жасмином и чем-то еще медовым. Пробежка по нему доставила массу удовольствия, похмелье после вчерашних возлияний как рукой сняло. Потом я сидел на тиковом настиле пристани, свесив ноги в воду, и любовался утренними видами бухты, слушал музыку через наушники.

Тем временем прибыли две женщины: жена капитана с подругой, они пойдут во Владивосток на «Чаве» вместо нас с Андрюхой (мы улетаем послезавтра в Москву), а в Нагасаки они прилетели самолетом.

После завтрака, мы с Андреем отправились изучать город и закупать сувениры. Надежда заказала мне привезти плюшевого медведя с указанием принадлежности к Японии или Нагасаки. Но медведя как назло найти не удалось: были кто угодно: и коты и всякие уродцы из мультфильмов, а медведя не было! Когда медведь находился, он был из Китая, что меня в корне не устраивало. В каждом магазине я поднимал на уши персонал, но они помочь ничем не могли, хотя очень хотели. Обошли если не весь, то пол города точно, было очень жарко. Что еще поразило, так это стоящие вдоль улиц велосипеды, совершенно не привязанные и без замков, которые никто не собирался воровать. Японцы приятно удивляли своей отзывчивостью, готовностью помочь. Притом, что по-английски почти не говорят. А вот девушки у них – криволапенькие, практически все. Ковыляют от этого они очень смешно.

 Купили билеты на скоростной поезд до аэропорта «Нарита». Медведя было решено искать в аэропорту. На шхуну вернулись только к вечеру.

 

20.06.09 Отъезд из Нагасаки – Аэропорт Нарита

 

Утром опресняли шхуну и прощались с экипажем. Позавтракали. Сделали групповое фото на память на носу «Чавы». Обменялись контактами, обнялись и отбыли на вокзал. Ребятам еще трое суток находиться в Нагасаки, а затем обратно во Владивосток.

На вокзале сели на скоростной поезд "Синкансэн"– это как самолет, только без крыльев. Мчится он со скоростью, кажется, до 300 км/ч аж уши закладывает. За окном проносятся сельские пейзажи с рисовыми полями, города.

С двумя пересадками за восемь часов, добрались к вечеру в Аэропорт. Аэропорт «Нарита», несмотря на внушительные размеры, показался мне абсолютно безлюдным. Ни на одном из четырех уровней медведя найти не удалось. Настроение портится, обещание не выполнено. Завтра в 12 дня вылет. Решено завтра предпринять короткую вылазку в город в поисках медведя. Ночевали в зале ожидания на скамейках рядом с американской молодежью…

 

21.06.09 День вылета – Москва

 

Разбудила меня какая-то престарелая японка, устроившая мини-допрос юных американцев, на ломаном английском выпытывая у них, откуда они, чего тут делали, где были и т.д. Причем все это она отмечала в своем блокнотике. Янки были хорошо воспитаны и старушку не посылали, хотя, судя по интонациям, очень хотели. Увидев, что я проснулся, она переключилась на меня, но я быстро срулил в клозет, предоставив Андрюхе почетную миссию контактера. Когда я вернулся, он наградил меня суровым взглядом за такую подставу, и мы покинули разговорчивую бабушку.

На улице шел дождь. Короткая вылазка в Нариту закончилась тем, что я промок насквозь, бродя вдоль шоссе среди зарослей бамбука в поисках торгового центра, и чуть не опоздал к вылету (Андрей отбыл в аэропорт раньше, договорились встретиться у стойки регистрации). Медведя не нашел.

В аэропорту купил китайского медведя с американским флагом на майке, попросил у продавщицы ножницы и отрезал «made in china». Майку с американским флагом снял. Продавщица была в шоке. Купил нашивку с японским флагом, решил пришивать в самолете к медведю.

Уже пройдя паспортный контроль, обнаружили сувенирный магазин, где, о чудо, был обнаружен медведь в японском кимоно сделанный в Японии! Он был тут же куплен.

Летели на Аэробусе А-330, Аэрофлотом. Попрощались с Японией,  глядя в иллюминаторы, где проплывали далеко внизу маленькие японские острова. Кормили нас два раза, еще давали мороженое на десерт. В полете смотрели фильмы в консолях впередистоящих кресел. И вот, через 10 часов полета, мы в Москве.

July 20 2009  © CHAVA EXPEDITION