тактика в шторм - дрейф

Тактика в шторм - Фордевинд под рангоутом

running off

По классификации Хэла Роза время этой тактики приходит с погодой, засвежевшей до 9 баллов (сила ветра 41-47 узлов).

Небольшая цитата из его книги "Handling storms at sea": "Когда ветра становится слишком много, для того, чтобы лежать в дрейфе, следующий шаг - убегать от шторма с попутным ветром."

Движение с попутным ветром само по себе довольно комфортно и добавляет позитива в штормовую погоду, особенно, если мы придерживаемся при этом генерального курса. В такой ситуации хочется нести паруса до последней возможности, для максимального продвижения по курсу. Сила ветра уменьшается на величину скорости хода лодки, также как и забрызгивание, субъективно, развернувшись по ветру, мы сразу выигрываем балл шкалы Бофорта у непогоды. Обычная практика - спускаться бакштагом, при этом можно подобрать наиболее комфортный галс, так как направление волн и ветра не совпадают.

На шхуне, идущей с попутным усиливающимся ветром в такую погоду, приходится последовательно уменьшать площадь парусов, вплоть до уборки, начиная с грота. Сигналом о том, что пришло время рифиться или "убираться", как обычно, служит возросшая нагрузка на руль - перо руля постоянно и значительно, на 20-30 градусов, отклонено от ДП, лодка "лежит на руле". Работа с парусом в такую погоду становится непростым занятием - он ложится на ванты, передняя шкаторина сильно обтягивает ликовку а если есть ликпаз - заклинивается в нем.

Чтобы осадить парус вниз, приходится подбирать шкот и использовать вспомогательные приспособления для передней шкаторины. Хэл пишет о применении лебедки, которой он выбирает заведенный вверх на переднюю шкаторину, насколько это возможно, нирал, осаживая ее вниз, я применяю переносные тали в два лопаря с большими карабинами на концах - один карабин защелкиваем за кольцо, вшитое в риф-кренгельс у галсового угла полки рифов, второй - за утку у степса мачты. Это существенно облегчает работу.

Эти же дежурные тали с самохватом используются для обтягивания фалов передних парусов и в других ситуациях, требующих дополнительных усилий при выбирании концов.

Стаксель обычно убирают последним, оставляя лодку под голым рангоутом. На шхуне зачастую выгодней оставлять глухо зарифленный фок вместо стакселя, лодка более устойчиво держит курс, отличный от фордевинда, а фок ведет себя устойчивей, и не грохочет, как стаксель, когда лодка разгоняется на переднем склоне волны.

Хэл Роз дает несложную цифру для оценки силы ветра в баллах - если лодка под рангоутом делает пять узлов, у вас явные девять баллов по Бофорту, если меньше - вы преувеличиваете непогоду.

Лодка при использовании этой тактики хорошо держит курс под авторулевым, нагрузки на рулевое устройство минимальны.

Тактика применима, когда под ветром есть обширные морские просторы, не загроможденные опасностями. При планировании тактики штормования избегают курсов, пересекающих центральные области проходящих циклонов. И, конечно, не хочется бежать по ветру в сторону, противоположную генеральному курсу.

Методы внешнего контроля в шторм