управление яхтой в плохую погоду

Тактика в шторм - рифление

Рифление "вглухую" и уменьшение площади носовых парусов, или замена основного комплекта на штормовой (6 баллов, ветер 22-27 узлов) ("Handling storms at sea", Hal Roth)

На мой взгляд (40 футовая 12-тонная шхуна) - брать третий риф можно и позже, когда раздует до честных 7 баллов. Особенности вооружения позволяют вообще убрать грот без нарушения центровки, оставив штормовой стаксель и фок для штормовых условий. В то же время для лодки размером менее 30 футов шторм начинается раньше, поэтому цифры балльности в заголовке приведены только в качестве ориентира.

 Моряк принимает решение об уменьшении парусов, глядя на поведение лодки. Если ватервейс постоянно уходит под воду, если лодка "лежит" на руле и бросается на приведение на порывах - она перегружена парусами. На гроте "Чавы" - три полки рифов и классическая схема рифления .

Три блока на гике с проведенными риф-шкентелями. Их коренные концы проходят через шкотовые риф-кренгельсы на парусе и крепятся с другой стороны гика на осях блоков. Ходовые концы проведены к рифовой лебедке.

На мой взгляд - это лучший вариант для океанского круизера, позволяющий практически не использовать трисель (поставить трисель дольше и сложней, чем взять очередной риф), и сохранить оптимальную форму паруса, а значит и тягу после взятия рифа.

Техника рифления гафельного паруса немногим отличается от обычной. Рассмотрим ее подробней, хотя бы потому, что хорошая морская практика настоятельно рекомендует выполнять эту операцию сразу, как только такая мысль возникла. А это значит, что рифление должно быть несложной, привычной и быстрой операцией для одного человека. В любом другом варианте трудно избежать различных соблазнов, подождать, к примеру, до рассвета, когда хоть что-то будет видно, или до конца вахты, когда работу можно будет сделать вдвоем. И рулевой тянет время, ветер усиливается, а вместе с ним растут нагрузки на рулевое устройство и риск что-нибудь порвать и поломать в вооружении.

1. Прежде всего, желательно положить лодку в дрейф.

Во-первых, это уменьшит качку и стабилизирует положение паруса, с которым мы работаем, во-вторых, будет меньше брызг на палубе. Если темно, включаем палубное освещение. Завал-тали должны быть выбраны, и гик зафиксирован. Условия для работы созданы, теперь перебираемся на позицию возле мачты и надежно раскрепляемся там.

По поводу "надежно раскрепляемся" - однажды в океане, в одиночном плавании, шквальной ночью, во время уборки топселя его фал захлестнулся вокруг большого пальца моей ноги. При уборке в одиночку фал топселя и шкот одновременно отдаются, а галсы синхронно выбираются, парус "гаснет" в тени грота и спускается на палубу. Топсель не "погас", вышел из-за грота и стал изображать бешеного воздушного змея. Страховочная сбруя удержала мена на палубе, но было очень неудобно выбираться из положения вниз головой, когда тебя растягивает рывками неистово бьющийся на топе парус, а сбруя, к счастью, довольно короткая, и защелкнутая за рым на палубе сдавливает грудь, ну и в качестве приятного дополнения висящую в воздухе вверх ногами тушку ощутимо долбит о мачту на волне. Фал захлестнулся намертво, выбленочным узлом, и палец ныл потом несколько дней. Хорошо, что у меня не было под рукой ножа, подумав немного, получилось разобраться с концами, выбрать фал, закрепить его на мачтовой утке и не спеша освободить ногу от конца. Остальное было уже детскими игрушками. Причина инцидента- спешка. Выскочил на палубу не проснувшись, из-за внезапного шквала, и в первый момент соображал довольно плохо.

Дополнение: Надо сказать, что если лодка идет под управлением ветрового автомата, в последнее время, приноровившись, в дрейф мы не ложимся, и берем рифы, оставаясь на курсе. На полных курсах при этом грот стоит "перебрать" по шкоту, чтобы облегчить осаживание передней шкаторины до места. Но бермудский грот, заправленный в ликпаз или рельс, убрать в таких условиях не так просто. (см. здесь)

2. Подбираем втугую грота-гика топенант.

Теперь, при опускании гафеля, гик останется в своем обычном, горизонтальном положении, а задняя шкаторина паруса ослабнет. Потравливаем дирик-фал и гафель-гардель до цветных марок на снастях, отмечающих очередную полку рифов.

"Рога" для галсового риф-кренгельса и рифовая лебедка на грота-гике


В галсовые риф-кренгельсы вшиты кольца с обоих сторон паруса

Выше каждой полки рифов организованы ручки из стропы.
Слаблинь проводится вокруг мачты особым образом.

3. Садим вниз, используя пришитые к парусу ручки, и закрепляем на специальные "рога" на шарнире гика галсовый риф-кренгельс паруса. Выбираем гафель-гардель, вытягивая переднюю шкаторину паруса.

4. Выбираем риф-шкентель через рифовую лебедку, расположенную рядом, на грота-гике, до места, отмеченного на снасти цветной маркой, и закрепляем эксцентриковым стопором. Добираем дирик-фал.

Все эти "цветные марки" можно, конечно, не делать, и контролировать визуально - дошел шкотовый риф-кренгельс до места, или нет. Но основоположники рекомендуют потратить время и разметить концы заранее.

5. Освобождаем гик, потравливая топенант, и аккуратно возвращаемся в кокпит. Попутно прихватываем риф-штертами освободившуюся часть шкаторины.

6. Переносим носовые паруса, кладем руль под ветер и возвращаемся на курс. Операция рифления закончена.

Пару слов о "замене основного комплекта на штормовой".

Как правило, при этом основной комплект убирается, хорошо привязывается к гику, или гикам, и вместо всего, или вместе со стакселем, ставится трисель. Шкотовый угол триселя не крепится к гику, а проводится к подходящей точке крепления на палубе. Если вы используете для постановки триселя слаблинь вокруг мачты, выше на фото хорошо видно, как правильно это делать, чтобы парус не застревал при постановке-уборке. Двухмачтовое вооружение шхуны предоставляет моряку выбор - ставить трисель на фок, или грот, меняя центровку лодки.

Такая погода уже не позволяет идти любым подходящим курсом относительно ветра. Как правило, приходится выбирать либо бейдевинд, либо бакштаг, в зависимости от генерального курса, причем поведение лодки, а значит и выбор курса относительно ветра во многом определяются ее дизайном, идеологией проектирования.

тактика в шторм - дрейф