фордевинд под рангоутом

Методы внешнего контроля в шторм

По терминологии Хэла Роза (см. здесь) - off-boat control methods, которые предполагают использование специальных приспособлений, позволяющих яхте безопасно преодолеть штормовую погоду.

Во-первых, это различные типы плавучих якорей, которые отдают с носа дрейфующего судна. Другая методика предполагает использование плавучих якорей особого вида - дроги, которые представляют собой в простейшем варианте длинные канаты, вытравленные с кормы яхты, спускающейся по ветру. То есть, по сути, в первом случае это тактика дрейфа с дополнительной внешней стабилизацией, а во втором - тактика фордевинда под рангоутом с внешним тормозом, стабилизирующим положение лодки относительно волнения.

По терминологии, представленной в правилах ISAF - drogue - "дроги" - это плавучий якорь особого вида, который отдается с кормы, замедляя движение судна, продолжающего идти полным курсом в штормовых условиях. Sea anchor - "плавучий якорь" отдается с носа и практически останавливает судно, обеспечивая устойчивое положение судна, лежащего в дрейфе, носом к ветру и волнению.

Практика использования таких устройств на шхуне "Чава" отсутствует. Скорей всего, из-за того, что лодка не попадала в такие исключительные погодные условия, при которых возникла бы настоятельная необходимость их применения.

Плавучий якорь, отданный с носа

Современное устройство представляет собой специальный парашют с длинным "динамическим" линем, снижающим нагрузки на узел крепления якоря к яхте.

 

Длина линя примерно равна расстоянию между гребнями

Эффективность такого якоря сильно зависит от типа и размеров судна, от формы его подводной части и распределения воздушного сопротивления надводной. Обычно такой якорь хорошо удерживает носом к ветру моторные суда, катамараны, яхты с длинной килевой линией. Парусники с плавниковыми килями часто ведут себя на таком якоре неспокойно, сильно рыскают, якорное и рулевое устройства испытывают большие (вплоть до поломок) нагрузки в штормовых условиях. Судя по публикациям в Сети - размеры якоря должны быть достаточно велики для таких судов, иначе эффект стабилизации будет потерян и лодка развернется бортом к волне, буксируя бесполезный якорь.

Riding sail

Для улучшения стабилизации судна на плавучем якоре используют вспомогательный парус на корме.

Японские рыбаки используют его повсеместно. Но, похоже, эффект от такого паруса для яхты с плавниковым килем и одной мачтой не очень большой.

Идеальный вариант - реальность - реальность с riding sail

Такой парус, видимо, имеет право на жизнь для круизера и может быть полезным добавлением на любой якорной стоянке, уменьшая рыскание лодки.

Использование оттяжки в корму (вариант Пардей)

Способ позволяет стабилизировать положение лодки относительно ветра, и остановить ее движение, получив "slick" (полоса разглаженной корпусом воды, остающейся с наветра от дрейфующей лодки) прямо с наветренной стороны лодки. Считается, что "slick" сглаживает фронт подходящей волны и убирает гребень.

Применялся на "Taleisin", водоизмещение 8,5 тонн, длина 9,14 м, длинный киль. Диаметр капронового купола - 4 метра, длина якорного конца - 100 метров. Положение лодки регулируется длиной оттяжки и шкотами триселя. Практическое использование на лодках подобных обводов и размеров в основном было успешным. Требуется контроль за состоянием якорного конца и периодическое его потравливание в ходе штормования из-за износа в блоках.

Вариация на эту же тему от Don Whilldin. Здесь вместо блоков и постоянного контроля за истиранием концов во время штормования использована якорная цепь, соединенная с капроновой оттяжкой и якорным канатом солидной скобой.

Снятие с якоря

Известен опыт Евгения Гвоздёва, который успешно применял дополнительный плавающий линь, закрепленный в вершине плавучего якоря. Поскольку основной якорный конец - тонущий, они разделены по глубине и не должны мешать друг другу. Для того, чтобы убрать якорь, достаточно выбрать этот линь, якорь схлопывается и легко выбирается руками. В Сети есть также сообщения о негативном опыте - такой линь запутывается в основном якорном конце и куполе якоря, нарушая его работу.

Супруги Пардей снимались с якоря, выбирая якорный конец, затем за одну из парашютных строп, гася купол, на сравнительно небольшой крейсерской яхте (см. выше) без двигателя. Опыт по линю для уборки - отрицательный.

Для яхт, имеющих двигатель, нужно давать ход и выбирать якорный конец через якорную лебедку, а затем выбирать купол на палубу за одну из строп руками.

Уборка большого парашютного якоря в условиях ухудшающейся погоды, например, при заходе ветра, или если вдруг вы решите, что этот метод исчерпал себя, может стать опасным и тяжелым делом - куча строп, сто метров якорного конце, здоровенный капроновый купол, который нужно без потерь выдернуть из воды, эквилибристика на баке, лодка в дрейфе, получающая волны в борт - и требует предварительных тренировок и оптимизации. Описаны такие ситуации, когда опытные океанские экипажи не могли справиться с уборкой и обрезали якорные концы, теряя дорогостоящее оборудование.

Дроги Жордана - SD

Series drogue  (конструктор Donald Jordan) представляет собой цепочку небольших конусов из дакрона или тяжелого капрона, закрепленных на длинном канате, буксируемом за кормой в тяжелых штормовых условиях.

На конец каната добавляют утяжелитель (обычно это легкий якорь, водолазные груза, и т п.). Такой якорь разработан Береговой охраной США, рекомендуется для всех океанских круизеров и гонщиков, и считается надежней других типов (одиночных конусов, парашютов), так как в условиях штормового волнения эффективней выполняет задачу торможения лодки (даже если часть устройства теряет устойчивость в режиме серфинга по волне) и обладает более высокой прочностью за счет распределения нагрузки на сотню и более тормозных элементов. В таких условиях парашютный плавучий якорь может "сложиться" под действием обрушивающихся гребней, а прочности его материала может не хватить до хорошей погоды.

Ниже приведена ссылка на крайне интересное, по крайней мере для меня, исследование работы плавучих якорей, результатом которого стала разработка этой конструкции...

Drogue Information. Investigation of The Use of Drogues To Improve The Safety of Sailing Yachts by U.S. Coast Guard, Groton, CT

Под впечатлением этого документа были переведены некоторые статьи Жордана, и написан обзор "О штормовых тактиках".

Переводы статей Дональда Жордана:

Проблемы и особенности дроги

В положении кормой к волне лодка получает много воды на палубу, особенно при определенной форме транца. Считается, что не всякая яхта выдержит такое штормование. Сходные  люки со сдвижными крышками часто имеют недостаточно прочную конструкцию, чтобы выдержать прямой удар волны.

Дроги Жордана - довольно дорогостоящая конструкция из-за больших расчетных нагрузок на якорный линь. Скорей всего, при подготовке лодки в море придется сделать специальные крепления на корпусе для уздечки якорного линя (см здесь).

Снятие с такого якоря может быть непростым. Также, как и в случае с плавучими якорями с носа, известны случаи, когда экипажи обрезали якорные концы, не в состоянии нормально выбрать их. В то же время другие экипажи без особых трудностей выбирали дроги руками (?). Представляется, что кокпит - более удобное место для работы с концами, чем носовая палуба, использование двигателя (на заднем ходу) и шкотовых лебедок должно облегчить задачу.

Выдержки из официоза

В соответствии с хорошей морской практикой, а также руководствуясь правилами ИСАФ и еще более жесткими правилами Российского регистра судоходства, на яхте открытого моря должен быть (или настоятельно рекомендуется) плавучий якорь для штормования.

ISAF OFFSHORE SPECIAL REGULATIONS

4.27 Drogue, Sea Anchor MoMu0,1

4.27.1 A drogue for deployment over the stern, or alternatively a sea anchor or parachute anchor for deployment over the bow, complete with all gear needed to rig and deploy the sea anchor or drogue, is strongly recommended to withstand long periods in rough conditions (see Appendix F).)

ПРАВИЛА Российского морского Регистра судоходства

8.4 ПЛАВУЧИЕ ЯКОРЯ

8.4.1 На спортивных парусных судах категорий плавания 0 и 1 должен быть предусмотрен плавучий якорь для отдачи с кормы или, в качестве альтернативы, плавучий или парашютный якорь для отдачи с носа...

Практические выводы

Изложенные выше теоретические изыскания и практические отзывы коллег, конечно, помогают избегать грубых ошибок при проектировании и использовании таких устройств. Тем не менее, как говорил "великий кормчий" Мао: "Чтобы научиться плавать - надо плавать." Поэтому планируем зимний проект по изготовлению плавучего якоря, и практические эксперименты летом.

Плавучий якорь для круизёра - сделай сам