Ремонт курсового компьютера Raytheon Type 300
Электрический авторулевой появился на лодке после зимы, проведенной на Филиппинах и Борнео. Вблизи экватора было много штилевых переходов под двигателем, когда ветрорулевой бесполезен, и приходилось рулить руками, ну, или ногами, если руки заняты.
К этому времени комплекты "сэконд хэнд", доступные на интернет-площадках типа Ebay, стали доступней по цене, а я обрел способность торговаться по-английски, и стал доверять заокеанским коллегам. Хотелось, кроме того, совместимости очередной электронной коробочки с тем, что уже стояло на борту. А стояло сплошь Рэймарин с шиной Ситолк (Seatalk).
В конечном итоге я познакомился с дедушкой Дэвидом из США, и зимой 13-го года он скомплектовал мне рабочий комплект из древнего (сейчас ему около двух десятков лет) курсового компьютера Raytheon Type 300, дисплея контроля и управления ST6000+, датчика магнитного компаса, датчика угла поворота пера руля, и датчика ускорения корпуса судна. В качестве исполнительного механизма для "Чавы" был использован linear drive type 2 - сервомотор для яхт водоизмещением до 15 тонн. Сервомотор располагается под палубой возле сектора руля, выглядит он, как штанга, длина которой регулируется электродвигателем, и подсоединен к отдельному короткому стальному румпелю, расположенному под палубой, на баллере руля. Курсовой компьютер установлен на кормовой переборке капитанской каюты, в целом все находится в сухих и надежных местах. Надежных в том плане, что они хорошо защищены от падающих предметов, летающих веревок и отдельных одаренных людей. Сам рулевой автомат выглядел надежным и простым, как автомат Калашникова, был настроен, соединен с навигацией и инструментами Рэймарин через Ситолк без танцев с бубном.
Испытания проходили в океанском походе Владивосток - Микронезия (остров Понпей) - Вануату (остров Ефате) - Новая Зеландия - Фиджи (много островов) - Владивосток.
Автопилот оказался хорошим помощником и обеспечил еще одну степень свободы для экипажа. Он прекрасно работает на ходу под двигателем, и оказался незаменим также под парусами в слабый попутный ветер на волнении, когда ветрорулевой уже не справляется с управлением даже если ставить большой флюгер.
И вот, в конце большого похода, после того, как мы вдвоем с Ирой, по-семейному "прогулялись" через остатки тайфуна с океанской стороны Японии и зашли в Сангарский пролив, возвращаясь домой, наш электрический авторулевой работать отказался. То есть, дисплей показывал, режимы переключались, все работало, но магнитный курс на дисплее "гулял" по всему горизонту, в результате лодка не держала курс. Попытки найти неисправность в море не удались. Пришлось идти через холодный пролив с сильным встречным течением по маловетрию "по старинке", двухчасовыми вахтами на руле.
По приходу я связался с Дэвидом, и он сходу выдал мне типовую неисправность такого автопилота. Нежная микросхема стековой памяти в курсовом компьютере - слабое место американской схемотехники автопилота, ну, или китайской электронной промышленности, и довольно легко выходит из строя, я так думаю, после близких грозовых разрядов. Ремонт оказался довольно простым и не потребовал уникальных навыков.
Поскольку сейчас автопилот снова перестал работать, а у меня под рукой есть камера, "запиливаю" по этому поводу "видос". Печатное слово - хорошо, картинка - прекрасно, а движущаяся картинка - еще лучше.
Наша задача - снять курсовой компьютер, вытащить из него печатную плату с электроникой. Не забываем ослабить винты крепления прижимной планки силовой электроники к радиатору.
Теперь надо выпаять из платы неисправную микросхему 9306. Найти ее легко, она находится в углу печатной платы, на удобном месте, с соответствующими цифрами на спине, и единственная с восемью ногами. Принцип работы стековой памяти такой же, как у магазина автоматического оружия - ячейки памяти загружаются и выгружаются последовательно, последняя загруженная ячейка выгружается первой.
Если в запасе у нас есть такой чип, или похожий, с большим объемом памяти - 93C06, 93C46, ставим вместо горелого новый. Обратите внимание - корпус COP-8. Такая микросхема в интернет-магазине стоит около 20 рублей с доставкой, и я приобрел их несколько штук про запас.
Паяльная станция с феном - лучший вариант, но хороший паяльник тоже легко решает задачу, главное - не жалеть флюс. После установки нового чипа ватной палочкой со спиртом, лучше изопропиловым, убираем с печатной платы и элементов схемы остатки флюса.
Собираем все назад, при сборке нужно обратить внимание,
чтобы прижимная планка радиатора встала на свое место,
для этого я вставляю печатную плату в перевернутый
корпус на весу. Ну, об этом достаточно подробно написано
в сервис-мануале к прибору.
Сервис-мануал к курсовому компьютеру Type 300.
Больше всего времени уходит, чтобы вернуть на свои места все
проводки, подходящие к компьютеру. Их реально много.
Самое веселое в этом то, что авторулевой прекрасно работает и без этой микросхемы, правда, не запоминает таблицу девиации магнитного компаса и пользовательские настройки, использует при старте установки по умолчанию. Так что, при ее отсутствии в судовом ЗИПе, где-нибудь в диких местах, можно просто выпаять нерабочий чип из печатной платы и использовать авторулевого как прежде, с некоторыми мелкими неудобствами.
Главное - знать, что это иногда происходит и быть
готовым вернуть полезную машинку к жизни нехитрым
способом.