Фиджи >>>

От Фиджи до Маршалловых островов

5 - 25 мая, схема перехода

6 мая
5-49

В эти минуты встает солнце. Дождик смягчает яркость восхода, слоистые облака светятся розовым. Ветер скис, еле-еле ползем 3 узла. Ночь была замечательной и полной событий - мы пробежали 60 миль сложным зигзагом среди рифов и скал, мы встречали пароходы и работающие маяки, ветер был, а волн не было.

Ушли мы вчера только в 13-20 по Владивостоку. Закупил все что хотел, кроме помидоров. Цена у них здесь просто космическая. Взял даже кусок мяса, и уже приготовил его на ужин. Уходили из Сувы, заметил на рейде очень красивую моторную яхту, метров сорок длиной, под английским флагом. Потом, в море, она обогнала нас. Наверное, на подобной ходит королева. Порода, чистота линий...

Переход нам предстоит довольно длинный, в северное полушарие, в группу Маршалловых островов. Миша-немец вышел на связь, прислал письмо. У него тоже радиомэйл, пишет, что только 2 мая вышел из Вангарея на Фиджи, что погода плохая, и раньше чем через десять дней в Лаутоке не появится. Значит не судьба нам встретиться в эти дни, мы пройдем мимо Лаутоки сегодня-завтра.

12-07

LATITUDE: 18-13.18S
LONGITUDE: 177-16.76E
COURSE: 325T
SPEED: 3.5
COMMENT: Day passage 91nm. 1560 nm left. Calm. No waves. All is well.

Фильмов набрал в Суве много, пока смотреть особо некогда, думаю через пару дней, организм привыкнет к вахтам. Посмотрел "Одиссею". Кажется, где-то я это уже видел. Но брал с целью учить английский, так что буду учить. И еще ничего такой боевик с пожилым Джеки Чаном, называется "Час Пик 3".

Все у нас хорошо, только ветра сейчас нет, идем под движком. Моя система сбора воды выдала очередные сорок литров от ночного дождя... уже не знаю, что с ней делать. Далеко-далеко слева, параллельным курсом идет яхта, парус еле видно. Справа видны западные берега острова Вити-Леву. Сюда пассатная влага через гористый остров не доходит, леса почти нет, желто-зеленая саванна.

7 мая

12-07

LATITUDE: 17-40.16S
LONGITUDE: 176-45.92E
COURSE: 006T
SPEED: 4.1
COMMENT: Day passage 78nm. 1520 nm left. Wind NW 10-25kn. Heavy rain. All is well.

К ночи раздуло, и прямо в морду, пришлось менять галс и уходить в море из-за встречного течения и берега, загроможденного рифами и банками. Ночной галс в море, дневной - получился на север, дует все то же, чуть слабей только, и похоже, мы пролезем наружу в океан мимо островов Мамануза и замыкающего Вифа. Здесь сейчас проходит зона конвергенции, так что пытаемся быстро-быстро, до очередного циклончика, который придет завтра. Эта зона конкретно спортила нам пассат, и вместо бакштага и хорошей погоды имеем, то что имеем. Главное ощущение - холодно, всего 23 градуса, дождь и ветер. Но погода улучшается, дождь кончился ночью, а сейчас уже жарковато, и ветер опять киснет. Море пустынно, все также кокосовые орехи проплывают назад, постукивая в борт. Ночью вода ярко светится, особенно когда какая-нибудь зверюга резвится под кормой. Думаю завтра, колбасу доедим, надо будет закинуть очередные новые снасти.

8 мая

12-10

LATITUDE: 16-16.42S
LONGITUDE: 176-29.96E
COURSE: 350T
SPEED: 6.0
COMMENT: Day 89nm. 1435 nm left. Wind W 10-30kn. Air 23C. Heavy rain. All is well.

Нас продолжает поливать. Холодно, температура упала до 23С. Откуда здесь, на 17 градусе южной широты такой холодный воздух, не понимаю. Тем не менее, за ночь работы двигателя мы выбрались туда, куда хотели. Ветер, который начался около 10 утра, дует не навстречу, а в галфвинд. Бежим 6-7 узлов по очень неровной воде. Каждая тучка, проходившая с утра, была со своим ветром, и поднимала свою собственную волну, теперь в океане сплошные кочки. Раздуло до 15 метров, опять пришлось рифить грот и убирать стаксель. Несем кливер, фок и укороченный грот. Пора выбираться из южного полушария, похоже, здесь начинается зима. Идем на север. Прочитал статью, которую перед отходом из Вангарея принесла Шэрон, работающая волонтером в яхтклубе. Новозеландец Kevin Cudby прошел путь от НЗ до Владивостока на "Апостоле Андрее" пару лет назад. Уж не знаю, парень тут виноват, или редактор, но фотки Владивостока просто отстойные, помойки какие-то, о городе ни полслова... За державу обидно, понимаешь. Надо будет исправить.
.....

Только выбрались, или выбираемся из циклона. Дождь кончился, холодно. Пресной воды заготовили выше крыши.

9 мая

12-07

TIME: 2008/05/09 01:12
LATITUDE: 15-06.97S
LONGITUDE: 176-21.34E
COURSE: 350T
SPEED: 4.0
COMMENT: Day 81 nm. 1366 nm left. Wind W 5-10 kn. Sun. All is well.
 

С Днем Победы!

Сегодня сделаем праздничный обед - гречневую кашу с бобами и аспарагусом, капустный салатик и выпьем по рюмашке. Погода хорошая, солнечная панель работает, сегодня занялся разбором песен на компе, Саша сбросил мне своего Визбора. Пишем диски, слушаем через проигрыватель, солнце, ход 2-4 узла.

10 мая

Сегодня из-за своей жадности остался без кальмаров. Забросил удочки на рыбу и кальмара одновременно, кальмар попался, на все три кальмарницы. А я спал, была Сашина вахта. Когда пришел проверить - все перепуталось, и на каждой кальмарнице по куску кальмара, вроде и ход не большой. Распутал. Завтра продолжу, кальмар тут есть!

12-01

LATITUDE: 13-52.39S
LONGITUDE: 176-11.21E
COURSE: 350T
SPEED: 3.0
COMMENT: Day 77 nm. 1291 nm left. Wind W 5-7 kn. Sun. All is well.

11 мая

Перебрался спать в кокпит, теперь встречаю рассветы. Мне на вахту к шести.
Как всегда в этих широтах - штиль, жжем солярку. По прогнозу - пассат появится с 10 градуса южной широты.

12-08

LATITUDE: 12-23.05S
LONGITUDE: 175-48.58E
COURSE: 350T
SPEED: 3.0
COMMENT: Day 92 nm. 1199 nm left. Wind E(!) 3-4 kn. Genoa, fore,main. Sun. All is well.

12 мая

12-07

LATITUDE: 11-22.42S
LONGITUDE: 175-24.80E
COURSE: 350T
SPEED: 4.0
COMMENT: Day 65.8 nm. 1134 nm left. Wind NE 0-4 kn. Genoa, fore,main. Sun. All is well.

Жарко. Поэтому стараюсь спать на воздухе. Постригся, залезаю под душ каждый день, по крайней мере пока воды у нас полные цистерны. Мало ветра, выбиваемся из графика - прошли треть пути за неделю в море, причем сожгли больше половины солярки. Все ждем пассата, а он практически отсутствует. Генуя тянет очень хорошо, если есть хотя бы небольшой ветерок.
Только что прошли банку Пингвин. Заработал эхолот, стал показывать 20 метров, потом 40. У меня всегда такие банки вызывают печаль. Идешь над мертвым миром, где когда-то стояли пальмы, лежали аборигены, птички, жучки всякие...

13 мая

Вчера... сзади надвигается черная стена. Сверху на ней, как мороженое, сверкает ослепительно-белое облако. Вода тоже светло-светло голубая. Ветра нет. Пролетающий за кормой фрегат-подросток внезапно увидел нашего пластикового кальмарчика и, как был, с высоты, сложил крылья и атаковал цель... Как результат - нахлебался воды, зацепил кожу на голове тройником, перепугался. Вытащили его - пацан в шоке, из клюва вода льется, лапки перепончатые трогательно так свисают с тушки. Но здоровый, и клюв сантиметров 15. Мы его зафиксировали, пассатижами я тройник вытащил. Очнулся этот хлопец, да как начал орать. Если б его не держали, разнес бы все вокруг. Выбросили за борт. Посидел он, посидел на воде, взлетел. Надеюсь, что ничего он себе серьезно не повредил. Улетел, продолжая громко ругаться, об этих йотис, которые таскают за кормой пластиковую еду с острыми крючками.
А потом дунуло и полило... "чтобы сельские леди и джентльмены продолжали свой утренний чай".

12-26

LATITUDE: 10-05.36S
LONGITUDE: 175-11.55E
COURSE: 346T
SPEED: 7.0
COMMENT: Wind NE 24-36 kn. Staysail, fore, main2rif. All is well.

Все у нас в порядке. Сегодня дало нам по ушам, до 18 метров дуло, сейчас, как видишь, сижу на своей вахте в каюте и пишу письмо, настроил лодку, она едет сама, хорошо едет, Саша спит. Живем мы хорошо, до Маршаллов около тыщи миль осталось, а там и до дому рукой подать.

14 мая

12-06

LATITUDE: 09-21.79S
LONGITUDE: 174-46.30E
COURSE: 346T
SPEED: 2.0
COMMENT: Wind NW 0-7 kn. Genoa, staysail, fore, main, topsail. Day 65nm. All is well.

Все получаю, спасибо. У нас бывали переходы и по 150 миль за сутки, а здесь конкретно припухли... ждем, пассат на подходе... Несем паруса, все, что можем. Вчера чуть подуло в галфвинд, по приборам (сразу Федю вспомнил) - 8 узлов истинный ветер, мы идем семь под генуей, стакселем, фоком, гротом и топселем по гладкой воде. Я просто офигел. Но ненадолго, - подуло в морду, до 36 узлов, пришлось лодку конкретно раздевать и рифы брать, и на месте топтаться - волна сразу встала, короткая и крутая, а ветер вскорости сдох. До сих пор колыхается, и мы с ней, без ветра. Третий фронт на переходе. Саша только что спустился с вахты, посуду помыть, говорит - "Представляешь, она устойчиво идет один и семь узла при трехузловом ветре." Еще и рулить не надо. Брось, говорю, никому не рассказывай, все равно никто не поверит.

Такие дела, так и живем.

15 мая

12-05

LATITUDE: 07-48.58S
LONGITUDE: 174-12.92E
COURSE: 340T
SPEED: 7.0
COMMENT: Wind E 8-10 kts. Day 98 nm. Last 6h - 38.5nm All is well.

"....а когда было так тихо, что можно было пройти по всей палубе с зажженной свечой, наша рыжая Нэнси легко давала 11 узлов. Никто не мог поверить, когда молодой, легко краснеющий второй помощник в первый раз выкрикнул эти цифры, но... узлы были посчитаны, песок в часах вышел. Мы проверяли снова и снова... Я был юнгой тогда... глаза у старого морехода заблестели."

Вот, примерно так. И хотя никто не ходил по палубе со свечами, да и с юнгами у нас напряженка, наша благопристойная "Чава" легко дает сейчас 6-7 узлов при истинном ветре 8-10 узлов в галфинд. По приборам! За утреннюю шестичасовую вахту, причем в первый час ветра было мало, лодка прошла 38,5 миль по генеральному курсу.

Раз уж мы получили промысловые хода, вытащил я снасти. С правого борта вывесил многострадального кальмарчика, который наловил кучу барракуд и одного фрегата. Чтобы повысить его лохматость, уж сильно он был поистрепавшись, порылся я в снастях и вставил ему внутрь еще одного такого же потрепанного бедолагу. Вместо тройника поставил нержавеющий двойничок. С левого борта вывесил на стометровой леске сумасшедшую рыбу. Купил на Фиджи воблера, он оказался просто бешеным - носится за кормой, иногда выпрыгивая из воды, иногда уходя на глубину (по инструкции до 7 метров), потрогаешь за линь - полная уверенность, что рыба там уже сидит, ан нет... Ну, кстати, на него пока и не ловится, хотя патент, австралийская конструкция, все дела. Вот, через пару часов правая леска зазвенела, а далеко за кормой из воды выпрыгнула здоровенная дорада.

Матрос Каклюгин был вызван на мостик, практически из душа, я надел перчатки, и через полчаса рыба лежала на палубе, залитой кровью. Экипаж без сил лежал рядом. Вопросы обеда, (рыбьи бифштексы, в лимонном соке, слегка обжаренные на соевом масле, с рисом), завтрака - салат рыбный с яйцами, луком, майонезом, завтрашнего обеда - овощное карри с рыбой - решены. Хлеб будем печь на день позже.

Небо становится ближе с каждым днем. Далеко на севере сегодня ночью углядел знакомых Денеб с Вегой, еще внимательней - и весь "летний треугольник" вместе с Альтаиром уже на месте, над головой сверкает наравне с нашим трехцветным огнем на мачте Юпитер, чуть к югу красноватым светом горит Антарес, главная звезда созвездия Скорпиона. Южный Крест уже далеко на юге, за кормой.

16 мая

12-10

LATITUDE: 05-54.81S
LONGITUDE: 173-32.58E
COURSE: 320T
SPEED: 4.0
COMMENT: Wind NNE 3-8 kts. Day 126 nm. Left 792 nm. All is well.

17 мая

13-52

LATITUDE: 04-10.12S
LONGITUDE: 172-38.23E
COURSE: 334T
SPEED: 3.4
COMMENT: Wind NE 3-8 kts. Day 116 nm. Left 680 nm. All is well.

Уже сутки идем, практически не прикасаясь к рулю. В связи с этим сегодня с утра в свою вахту испек хлеб. Сразу вспомнил, как подошел еще во Владивостоке к знакомому "профи" - булочнику, и попросил рассказать технологию и рецепт. Он долго думал. потом сказал, "а зачем оно тебе? Сухарей набери, да макарон... Тут без РАССТОЕЧНОГО ШКАФА не обойтись." Ну, я как-то загрустил и тихо отошел, этой хрени-то у меня точно нет.

А в Вангарее, в волшебном ангаре "Стэнли марин", среди босоногих дедов, стоит полочка со всякими книжками. Нашлась и подходящая о готовке на борту. И никаких шкафоффф! И получился хлеб очень даже ничего.

Только что прошли мимо кита, лежащего в дрейфе, только фонтаны пускал, метрах в двадцати. Пока я доставал фотик, да пока он выдвигал свою оптику, кит проснулся, и погрузился.

18 мая

12-07

LATITUDE: 02-50.37S
LONGITUDE: 172-23.39E
COURSE: 008T
SPEED: 4.7
COMMENT: Wind E 3-4 kts. Day 93 nm All is well.

19 мая

12-03

LATITUDE: 01-51.30S
LONGITUDE: 172-19.79E
COURSE: 008T
SPEED: 1.7
COMMENT: Day 59.3 nm, left 540 nm. All is well.

20 мая

12-00

LATITUDE: 00-42.09S
LONGITUDE: 172-17.52E
COURSE: 017T
SPEED: 4.4
COMMENT: Day 69.8 nm, light wind from E. All is well.

Сегодня к вечеру экватор перевалим. Штили здесь мертвые, вода - как ртуть, и ночью на поверхности океана отражаются крупные звезды. Жжем солярку, при любой возможности несем паруса, в основном подпихиваем движком лодку, идущую под парусами (ветер 2-3 узла истинный). С генуей, стакселем, фоком, гротом и топселем, лодка в полветра идет около 2 узлов, чуть добавляешь упора от движка - идет все четыре с половиной. Завтра утром будем на траверзе Таравы, если штиль по прогнозу будет продолжаться, видимо, вместо Маршаллов придется зайти на Кирибас. До субботы все дела сделаем и уйдем. А с Маршаллами есть шанс загреметь на выходные в отстой, да и вход в атолл с севера - лишних полсотни миль мотать туда-сюда, хотя снабжение там должно быть получше.

За тайфунами начну следить со следующей недели, надо будет как-то проскакивать в дырку между.

21 мая

12-08

LATITUDE: 00-31.76N
LONGITUDE: 172-10.17E
COURSE: 350T
SPEED: 3.5
COMMENT: Day 75 nm, left 397nm. All is well.

Сегодня в три утра мы пересекли экватор и вернулись в родное северное полушарие. Как по волшебству, встречный ветерок отошел и стал удобным для хода под парусами, течение отвернуло, в общем - юг нас отпустил. Саша Каклюгин, как новичок, пересекал экватор за бортом, на веревочке.

Сейчас затеял хлеб, пока поднимается, надо будет подремонтировать наш водосборник, в одном месте подклеить, потом обед приготовить, в промежутках занимаюсь рисованием нового авторулевого. Слушаем музыку. До Маджуро четыреста миль, надеюсь там нормально закупиться продуктами, и дешевой соляркой. Овощи заканчиваются, фрукты уже кончились, сползаем на картошку-рис-макароны без салатиков, а это грустно.

Днем обычно жарко, но вот сейчас Саша попросил свою меховую безрукавку, он на вахте, так что не очень. А ночью я одеваюсь на вахту в поларовую куртку с капюшоном, на майку, правда.

Запустил опять снасть на рыбу, может чего наловим.

22 мая

5-41

Продолжаем идти на север, уже даже лунная мордашка стала похожа сама на себя. Ночью опять поймалась непромысловая рыба - змея. Здесь довольно оживленные воды - ночью опять подходили дельфины и фыркали под бортом. Погода хорошая, есть заметная разница по сравнению с этими широтами по дороге туда. Сейчас здесь все гораздо спокойней, из-под тучек не шквалит, море гладкое, дождики несильные. Такой, энергосберегающий вариант экваториальной зоны.

12-08

LATITUDE: 01-57.43N
LONGITUDE: 171-54.86E
COURSE: 350T
SPEED: 5.0
COMMENT: Day 87 nm, left 310 nm. All is well.

Сегодня, впервые с 14 мая убрали топсель. Сейчас идем под "штатным" вооружением умеренных широт - кливер, стаксель, фок и грот. Ветер шквалит, до 12 мс, прогноз благоприятный - галфвинд 7-8 метров в секунду на ближайшие дни. Тяжелая зыбь с востока, пассатная облачность с правой стороны с ливнями и шквалами. Все же это похоже на долгожданный пассат. Судя по метео, этот ветер захватил и те штилевые зоны, через которые мы ползли эти недели.
Очередной забортный монстр оторвал снасть по леске, а она, между прочим, килограммов двести на разрыв. Ничего, я завел еще одну, посмотрим, кто кого.

23 мая

5-44

Продолжаем быстро бежать на север. Сегодня встал с мыслью проверить официальные бумажки и паспорта. Все на месте.
Надо будет составить список - чего надо купить в первую очередь. Кончился первый из четырех газовых баллонов (12 литровых). Его хватило на месяц - на нас двоих. Переодели лодку из тропического "костюмчика" - с генуей и топселем - в костюмчик для умеренных широт, для ветра - кливер, стаксель, фок и грот.

12-07

LATITUDE: 04-12.72N
LONGITUDE: 171-39.91E
COURSE: 355T
SPEED: 7.7
COMMENT: Day 137.1 nm, last 6 h. 39.5 nm, left 170 nm. All is well.

У нас все как обычно, только что ливень прошел, кажется все наши водяные цистерны полные. Ветер сдох, стоим и болтаемся на зыби, хотя только что дуло так, что стабильно шли 8 узлов. До Маджуро - дневной переход.

24 мая

12-02

LATITUDE: 06-48.58N
LONGITUDE: 171-28.07E
COURSE: 358T
SPEED: 4.0
COMMENT: Day 157 nm, left 16 nm (to SE corner of atoll). All is well.

Сегодня весь день бежали с хорошим ветром и сильным дождем. Несмотря на периоды полного штиля с мертвой зыбью, в остальное время шли 7-8-9, иногда 10 узлов, с зарифленным на одну полку гротом, фоком, и кливером со стакселем. За сутки прошли 157 миль и подошли к атоллу Маджуро. Это столичный атолл архипелага Маршалловых островов. Чтобы зайти в гавань, нужно было обойти атолл с севера и пройти вовнутрь через проход в коралловом рифе, а потом еще больше десятка миль по лагуне против ветра. Пока подошли, наступила ночь, опять полил дождь с ветром. Огней фарватера не видать, время отлива, а они здесь двухметровые, так что навстречу шпарит течение... да и вообще - соваться в неизвестный коралловый фарватер ночью...
Я поинтересовался мнениями - экипаж устал от такого насыщенного дня и хотел отдыхать на якорной стоянке, а не болтаться в море с неизвестной целью, лодка наотрез отказалась идти через риф ночью, даже после обещания теплой кроватки у подветренного берега и больших добрых рыб, которые будут щекотать ей брюхо толстыми губами... А против мнения лодки не попрешь. В результате - экипаж отдыхает, лодка лежит в дрейфе в паре миль от входа в атолл, я думаю, видимость откроется, а может быть утром, придем мы на эту Маджуро. Тем более, что в субботу-воскресенье власти не оформляют, по любому придется на рейде заниматься судовыми работами до понедельника.
В такую погоду, когда ветер дует 3-10 м.с., чтобы положить нашу шхуну в дрейф, достаточно убрать носовые паруса, привести лодку к ветру и закрепить штурвал чуть-чуть "на приведение". В результате она дрейфует "на ветер", не теряя высоты, со скоростью 0.5-1.1 узла, и лежит под углом около 50 градусов к волне и ветру.
В качестве большого плюса можно считать то, что хода практически нет, и вахта заключается в том, что периодически подымаешься на палубу, обозреваешь горизонт, - с правой стороны светится столичный атолл. Все! Так что вполне можно заниматься писаниной. Кстати, сегодня, впервые за 19 дней в море, мы увидели небольшое рыболовное суденышко. В первый день после выхода из Сувы были суда, и вот, в последний по приходу. Океан реально пустынен. Лаг насчитал 1767 морских миль.

25 мая

11-00

LATITUDE: 07-06.11N
LONGITUDE: 171-22.49E
COMMENT: Mooring Majuro

Зашли в лагуну и встали на якорь.

Лучший суточный переход - 156 м.м., всего - 1656 м.м. по прокладке, реальных 1767 м.м.
Средняя скорость на переходе 3.6 узла.

Маджуро >>>