Судовой журнал
В походе 07-08 годов я использовал более-менее стандартную версию судового журнала, с сайта "Стугна". В результате доработки по результатам опыта "под себя" возник новый вариант, описание которого предлагается ниже. Эта версия используется до настоящего времени (2019).
Инструкция по заполнению: Судовой журнал является обязательным и основным навигационным документом, служащим для фиксирования всего, что касается судна и его экипажа во время плавания. В походах его ведут непрерывно с момента прибытия экипажа на судно перед выходом и до окончания плавания. Во время вахты записи часто ведут в черновом блокноте, а затем к сдаче вахты переносят их в судовой журнал. Капитан судна несет ответственность за своевременное и исчерпывающее заполнение всех граф судового журнала. В случае гибели судна капитан должен принять меры к сохранению журнала.
Новые сутки начинаются с нового разворота записью "00:00 …" и заканчиваются записью "24:00 …", при этом на свободном месте страницы проставляют "Z" и переходят на следующий разворот. Записи в судовом журнале делает вахтенный начальник. Каждая вахта заканчивается аккуратным заполнением судового журнала и завершается записью о смене вахты.
С началом плавания нужно заполнить название пункта отхода, дату и месяц, состав экипажа с указанием должностей, цель и маршрут плавания, запасы топлива, воды, заряд аккумуляторных батарей по выходу из порта, состояние других припасов по указанию капитана, время выхода в море.
Левая страница журнала заполняется в соответствии с ее графами при каждом изменении курса, скорости, определении координат и смене вахты. Показания лага сбрасываются в "ноль" с началом вахты, и заносятся в графу "Лаг" в конце вахты. При плавании в узостях, в условиях, требующих непрерывного или частого изменения курса, в графе "Курс" ставят "П" - "переменный".
Суточный отчет (левая страница, нижняя часть), оформляется вахтенной службой ежедневно, в установленное капитаном время. Обычно, это полдень, когда удобней проводить контроль запасов топлива и воды, проверку уровня заряда аккумуляторных батарей, и технического состояния лодки. В отчет входит также количество ходовых часов, (в целом и под двигателем), расход топлива, и количество миль, пройденных с момента предыдущего отчета.
Правая страница судового журнала отражает все события на лодке и вокруг нее, особенности переходов и стоянок, происшествия и аварийные ситуации.
Как правило, здесь отмечаются:
-состав экипажа и замены в его составе;
-расписание вахтенной службы на судне и изменения в нем
-паруса, которые несет лодка, или обороты двигателя;
-изменения условий видимости, влияние течения, температуры воды и воздуха
-время включения и выключения ходовых огней;
-изменение судового времени
-время приема и передачи сигналов и знаков, подъема и спуска флагов,
требуемых МППСС, правилами судоходства или ХМП
-время прохождения траверсов навигационных знаков или других ориентиров;
-время и место швартовки и отшвартовки, постановки на якорь и снятия с якоря
с указанием глубины места, типа якоря, и длины вытравленного каната.
-результаты промеров глубин;
-прохождение таможенного и пограничного контроля; оплата портовых сборов;
-буксировка, высадка на берег, загрузка снабжения, топлива и воды,
спасательные работы, откачка воды из трюма, происшествия, аварии,
заболевания членов экипажа, ремонты и техническое обслуживание оборудования
и систем, проведенные аварийные учения, мероприятия и т. п.
Правая и левая страницы связаны между собой датой, и если одна из них заполнена полностью, то на свободном месте другой страницы проставляют "Z" и продолжают на следующем развороте.
По окончании каждого перехода капитан (штурман) записывает пройденное за время перехода расстояние по генеральному курсу и фактическое число ходовых часов (с учетом лавировки), среднюю скорость по генеральному курсу и по прокладке.
Для "самоделкиных" и "кулибиных" (pdf) скачать судовой журнал - левая страница правая страница