Спасплот. Переукладка своими руками

ДИСКЛЕЙМЕР
Эта статья написана в стиле "динозавр" и может вызвать невыносимые страдания у современного яхтсмена.
В статье используется устаревшая терминология и несертифицированная технология, автор снимает с себя всякую ответственность за последствия от ее прочтения и использования, как руководства к действию. При этом вам придется самостоятельно находить современные аналоги древних морских терминов, продираясь через архаичный язык автора.

Мне кажется, все, кто ходит в море, представляют, что спасательный плот – это средство последнего шанса, как парашют летчика, и используется только в исключительной ситуации, когда судно погибло и остается спасать свою жизнь. Разница в том, что летчики имеют практический опыт использования парашютов, в отличие от моряков- непрофессионалов. Наши знания на эту тему, по большей части – теоретические, которые приходится искать в книгах, используя чужие знания. Поэтому любой практический опыт в этой области может быть довольно полезным. Это первое.

Второе – наши спасательные плоты требуют периодической переукладки для проверки своего состояния, проверки системы его приведения в рабочее состояние, и для замены просроченных компонентов аварийного запаса. Так что при его приобретении есть смысл задуматься на тему, что мы будем делать, когда закончится срок годности, обычно через три года, и плот нужно будет переукладывать.
Мало того, потом это делать положено ежегодно, и занятие это совсем недешевое. «Правильная» сертифицированная переукладка спасательного плота на яхту может стоить до 30-40% от цены нового плота, без учета "транспортных" издержек.

А если лодка живет на «колымской долготе», и экзотичный итальянский плот обслужить не берется ни одна местная контора, то мы в тупике. Остается либо ходить с просроченным плотом - и так поступают очень многие знакомые мне парусные круизеры, либо пытаться скинуть его за полцены и приобретать новый плот, откладывая проблемы еще на три года.
Я совсем не отношусь к «правильным яхтсменам», у которых все сделано по правилам, и спасжилеты всегда надеты, и сбруя сертифицирована, и на все на свете есть соответствующая бумажка с печатью. Но я и не раздолбай, которым «море по колено», и на которых я здесь насмотрелся, почти каждый год спасая их в море. Включение мозга и проработка разумного минимума спасательного оборудования, обслуживание его, насколько это возможно, самостоятельно, - вполне себе путь здравого смысла и реального бюджета.

Так что, как еще один вариант решения – самостоятельная переукладка плота. Профи обычно работают с плотами, возраст которых не больше десяти лет, так что для начала используем этот критерий - если плот моложе – шанс у нас есть. Есть еще и соображения, основанные на личном опыте - при всем уважении – цена работы профессионалов велика, а качество у мотивированного любителя будет по крайней мере не хуже.

Конкретный пример – шестиместный спасательный плот Гидра, фирмы Раймар итальянского производства. Соответствует СОЛАС упаковка Б.

Плот со всем снабжением и баллоном для его приведения в рабочее состояние находится в пластиковом контейнере с размерами (см) 70 х 45 х 30 и весом около 46 кг.
Наш плот был выпущен в середине 11 года, сейчас конец 19-го, так что считаем, что, по крайней мере до середины 21 года он вполне имеет право на жизнь, если пройдет нашу внутреннюю сертификацию.

Для переукладки понадобится чистое и теплое помещение квадратов на 10, причем, на несколько дней, по крайней мере быстро у меня не получилось. Я вообще затащил плот в квартиру, и это, наверное, лучший вариант.

Снимаем крышки.

В местах, где снабжение и баллон могут через материал плота соприкасаться со стенками контейнера, сделаны вставки из пенополиэтилена. Фиксируем их расположение...

Как оказалось, весь плот герметично запечатан в пакет ПВХ, в котором есть клапан для откачивания воздуха. Даже спусковой шнур проведен хитрым образом, петлей, так, что герметичность не нарушена.

При вытягивании шнура сначала выдергивается пробка клапана этого гермомешка, чтобы запустить внутрь воздух, и уже потом выходит остальной шнур, которого почти десять метров, и дело доходит до запуска баллона с углекислотой.

Я отмыл блок от пыли и грязи в ванне, отсоединил «уличную» часть спускового шнура, открыл клапан и впустил воздух внутрь. Потом расправил пакет и разрезал его торец, чтобы можно было вытащить плот.

Выворачиваем пакет, добираемся до внутренней половины спускового шнура и отвязываем его от тросика, идущего к баллону с газом.

Теперь пакет можно отложить в сторону. Кстати, на пакете сделаны специальные вырезы с внутренними углами – «слабые места», по которым, видимо, он должен начинать рваться, когда плот раскрывается в штатном режиме – баллоном с газом. Поэтому обращаться с ним нужно довольно аккуратно, чтобы не нарушить герметичность.

Как ни странно – за восемь лет вовнутрь пакета не проникли ни грязь, ни влага. Материал плота выглядит совершенно нетронутым, баллон и шланги, все швы и соединения блестят, как новые, нигде нет следов коррозии, плесени, соли. Упаковка на высоте.

Эти плоты надуваются системой, которая работает, как обычный углекислотный огнетушитель, поэтому стандартный метод контроля – взвешивание. Причем на баллон приклеена табличка, которая рассчитана на четыре поверки. Так что находим на баллоне контрольные цифры и взвешиваем баллон на соответствие.

ОК. В табличке - 8.6 кг, на весах - 8.7, при погрешности в 100 гр. Вес баллона соответствует заявленному.

Следующая задача – надуть плот и проверить его состояние.
При этом хотелось бы потом вернуть его на место, в исходную позицию, чтобы он поместился в свой контейнер. Поэтому по максимуму проводим фоторегистрацию каждого шага.

Раскладываем плот на полу в четыре действия (см. схему ниже), находим клапаны подкачки. Их два, по одному на каждый баллон плота. На дуге тоже есть клапан подкачки, но штатно дуга заполняется от баллона верхнего контура плота, там внутри тоже есть клапан.

Накачиваем каждый баллон плота насосом, пока не срабатывают подрывные клапаны. Их два, по одному на каждый баллон плота, и установлены они на наружной поверхности, закрытые пластиковыми крышками. Плот штатно заполняется избыточним количеством газа, чтобы гарантированно получить рабочее давление при любой температуре, так что излишки сбрасываются через эти клапаны. Теперь можно закрыть тент и полюбоваться на спасательную конструкцию в сборе. Для уверенного контроля лучше оставить плот под рабочим давлением на день-два.

Возможности спасательного плота переоценивать, конечно, не стоит. Это действительно средство «последнего шанса» спасения на море.

Плот представляет собой квадратный загончик два на два метра, отгороженный от моря вертикальной стенкой из двух надувных труб, каждая диаметром сантиметров по 30 по контуру. Дно из ПВХ, одинарное. Материал выглядит прочным и надежным, и внушает доверие. Качество проклейки швов, клапаны, шланги заполнения, баллон – все сделано качественно и выглядит, как новое.

Посреди плота есть надувная дуга для центральной поддержки тента. Капроновый тент полностью закрывает жилую поверхность плота и держится на резинках, которые держатся на верхнем баллоне контура, так что выглядывать наружу можно отовсюду на плоту. На тенте сделан карман для водосбора с трубочкой и пластиковым пакетом и вентиляционный клапан. Чтобы плот не переворачивало на волне – снизу по углам есть четыре довольно объемных кармана водяного балласта из оранжевого капрона. Поместиться в такой шестиместный плот вшестером – тот еще квест, но, верим, все рассчитано, жить захочешь – поместишься.

Снабжение плота, штатный аварийный запас (Комплектация SOLAS B pack)

Было прикольно увидеть, что документация аварийного запаса присутствует на двух языках – итальянском и испанском. Хорошо, когда под боком есть Гугль, который знает все. Итак, что у нас есть в аварийном запасе:

1. Плавучий бублик – спасательное кольцо с плавающим линем длиной 30 метров.
2. Плавучий якорь – 2 шт.
3. Плавающий нож
4. Гребок фанерный – 2 шт
5. Инструкция по плоту
6. Губка
7. Свисток
8. Насос- «лягушка»
9. Фонарик герметичный
10. Запасная лампочка
11. Набор чопиков - деревянных конусных пробок разных размеров
12. Таблица сигналов
13. Теплозащитный спасательный комбинезон – 2 шт
14. РЛС отражатель
15. Гелиограф
16. Пластиковый гигиенический пакет – 6 шт.
17. Черпак
18. Складной стаканчик
19. Пиротехника:

  • фальшвейр – 3
  • ракета парашютная – 2
  • дымовая шашка – 1

20. Аптечка первой помощи, в которой (по списку):

  • Мазь антисептик
  • Мазь от солнечных ожогов
  • Ножницы
  • Лечебные пластыри
  • Жгут
  • Бинты
  • Вата
  • Пачка марли
  • Лейкопластырь
  • Дезинфицирующее средство на базе ЧАС (четвертичные аммониевые соединения)

21. Батарейки – 4 шт
22. Ремкомплект для плота (заплаты, клей)
23. таблетки от укачивания на 2 суток
24. светоотражатели
25. система водосбора с тента (в пластиковый пакетик)

Все, что указано с 5 по 23 пункт, находится в гермопакете из ПВХ с клапаном для откачки воздуха.

Я добавил в комплект еще упаковку батареек «Экстра лонг лайф», заменил развалившуюся оригинальную губку на пару нормальных поролоновых, добавил упаковку клея для заплат, проверил все остальное и сложил обратно. На мой взгляд - больше здесь "пропадать" нечему, так что можно начинать складывать все обратно.

Герметизация вакуумных пакетов

Чтобы не было сомнений, я сначала убедился, что это ПВХ – бросил кусочек в воду и он уверенно утонул. У меня не нашлось подходящей технологии под рукой для герметичной запайки пакетов ПВХ, поэтому я использовал клей «Супер НН» для склейки ПВХ, которым пользуются рекламщики для баннерной ткани. Шов для надежности делался шириной в три см, клей наносился на обе поверхности после обезжиривания, выдерживался до высыхания, потом половинки укладывались друг на друга, прогревались феном (паяльным), настроенным на температуру 110 градусов и прикатывались шарикоподшипником до прозрачности клеевого шва.

Ждем сутки, и откачиваем воздух из пакета. В пакетах для этого есть специальные клапаны.

Обратная укладка плота в первый момент приводит в шоковое состояние. Собранный "по всем правилам" - с полностью откачанным из баллонов и дуги воздухом и уложенный по «старым сгибам» плот в объеме становится в несколько раз больше, чем родной контейнер. (Из дуги, кстати, откачать воздух - та еще задача. Приходится отгибать лепесток клапана подкачки, я делал это зубочисткой.) Однако, как это ни странно, этот «тюк» легко входит в штатный гермомешок, который и был сделан с этим запасом. Только нужно сложить плот как можно плотней и временно увязать его поперек.

Кстати, порядок складывания плота очень важен, при неправильной укладке весь газ может уйти через подрывные клапаны, не раскрыв плот.

Подсоединяем на место пусковой шнур (его внутреннюю половину) и закатываем на место пакет.

Заклеиваем гермомешок по технологии, описанной выше, откачиваем воздух … Вакуум творит чудеса.

Пришлось, правда, повторить процесс откачки и запуска воздуха обратно несколько раз, с перерывами, чтобы вакуум успел уравняться во всем объеме упаковки, поправляя выступающие складки уложенного плота через мешок, прежде чем удалось «посадить» пакет в контейнер. Потом, еще пару раз, прежде чем закрылась вторая крышка контейнера, уминая ногами и стягивая половинки веревочными стяжками. В конце концов упаковка заняла свое место в контейнере.
Теперь осталось открыть крышку еще раз, чтобы поставить на место пусковой шнур и резиновую заглушку. Плот готов к работе.

Самые сильные ощущения после такой операции:

1. Спасплот SOLAS B pack предназначен для выживания в море в течение суток, максимум – двух, и это лишь часть спасательного комплекта. Он рассчитан на тот период времени, пока по сигналу аварийных спутниковых радиобуев на место бедствия не прибудут спасатели. Конечно, для этого нужно иметь на борту (в аварийном мешке) такие маяки (EPIRB) и мобильную морскую УКВ радиостанцию, очень полезен и активный РЛС ответчик.

Кроме того, аварийный комплект плота – это абсолютный минимум «на несколько часов боя», и не включает ни воду, ни еду, ни электронику, ни приспособления и инструменты для автономного выживания в море. Комплектация аварийного яхтенного комплекта – отдельная тема, об этом есть как нормативные документы, типа - «Специальные правила для морских гонок ИСАФ», так и полезная литература, например «В дрейфе» Стива Каллахена. Все это должно храниться в специальном аварийном мешке и поддерживаться в «живом» виде.

2. Для того, чтобы остаться в живых на плоту в высоких широтах, в первую очередь нужно надеть на себя максимум теплой одежды, и взять сидушки типа туристских ковриков, так как от воды терпящих бедствие отделяет лишь один слой ПВХ днища. Крайне желательно оказаться на плоту в сухой одежде, еще лучше - в гидрокостюме поверх одежды.

3. После того, как плот приведен в действие, нужно сразу подтянуть его к борту и добавить нормальный швартов на период погрузки людей и снабжения – на плоту есть надежное крепление для буксировки вокруг баллонов – вот, за него. Штатный пусковой линь сам по себе довольно тонкий, а прочность внутренней его части вообще не внушает доверия для использования в качестве буксира.

4. После переборки плота мой пессимизм по поводу такого спасательного средства несколько уменьшился, все же плот сделан довольно качественно и внушает некоторое доверие. Остается забота об аварийном мешке и тренировка действий экипажа на случай катастрофы. И если все это приведено в порядок, остается положиться на удачу и здравый смысл и помнить о том, что люди могут жить в таких условиях месяцами при хладнокровии и определенном везении.