О чушках

Свинец, он знаете ли, и в Африке свинец...

Чем мне нравится этот конструктор - это своим безудержным оптимизмом. Он пишет - "Мы расплавили свинец в котле на открытом огне и залили в килевую коробку". Это три тонны!

Потом мы с ним сошлись на том, что плавка свинца - один из самых неприятных моментов в постройке, который занимает многие-многие дни, проведенные у костра. Обычно строители приобретают лом свинца, который может стоить треть или даже четверть цены чистого металла в чушках. Про специфику нашей страны я не говорю - бывает до сих пор, что свинец валяется буквально под ногами. Безудержный поток вандалов, режущих кабели, кромсающих цветмет, а в последнее время и черные металлы, с целью сдачи на металлолом, оставляет за собой, как ни странно, свинец, который не пользуется особым спросом.

Свинец мне достался в виде кабеля, из которого уже вырезали медь, больших аккумуляторных пластин (когда-то были такие аккумуляторы- со стеклянными емкостями), каких-то неопределенных кусков, новых грузил для сеток. Я не мог расплавить все это в заводских условиях - там была масса битума, шлама и других запашистых и дымных вещей. Пришлось сначала сделать чушки.

Для отливки чушек использовались старые металлические кухонные раковины. Мы приставили их к стенке гаража под углом и лили металл в углубление. Получались аккуратные чушки по 15-25 кг. Металл мы расплавляли на костре. Оболочка кабеля - идеальное сырье. Битум горит и быстро расплавляет металл. Как оказалось, выплавить свинец из аккумуляторных пластин не так-то просто. Я использовал отработанное масло, которое подливал в котел, чтобы огонь горел в объеме. Чистого свинца с пластин получается не более 50% от веса пластин. За вечер, в одиночку, я успевал сделать семь чушек. Соседи по гаражам носили мне отработку и живо интересовались ходом процесса.

Частями я перевез все на верфь и краном поднял в корпус. И вот, наконец, чушки лежат в штабелях внутри лодки. Чтобы меньше расплавлять, мы выкладывали слой чушек в балластный отсек и заливали его из котла. Специально для укладывания я добыл кузнечные клещи и похожие клепальные. В качестве одной порции использовали объем трех чушек. Потом следующий слой и т. д. Киль нагревался, но несильно, даже эпоксидный грунт не пострадал. Дело осложнилось тем, что не было возможности использовать открытый огонь, а паяльная лампа оказалась слишком хилым заменителем. Вопрос мы решили кардинальным способом - мы использовали подогрев котла снизу паяльной лампой (с помощью простейшего распылителя пламени из куска трубы, сверху температуру поднимали кислородно-ацетиленовым резаком. И дело пошло - меньше, чем за три рабочих дня мы покончили с этим тяжелым и неприятным процессом.

У меня сложилось впечатление, что чушки надо было делать поменьше, килограммов по десять. Это облегчило бы заполнение балластных отсеков киля. И еще одно. Самый неприятный и малопроизводительный процесс - добывание свинца из отработанных аккумуляторов. Любой другой лом намного предпочтительней.