Гафельное вооружение

 
Этот текст - часть главы из книги "Шхуна "Чава" - опыт постройки"
 

 

Эффективность для океанского крейсерства

Совершенно ясно, что в условиях гонки по олимпийскому треугольнику яхта, вооруженная бермудским тендером, придет первой. Этот тип парусного вооружения безусловно является лучшим на острых курсах, а когда ветер отходит на кормовые углы, всегда есть возможность поставить спинакер или генакер.

Однако – специфика дальнего похода ставит несколько другие требования к парусному судну. На лодке, идущей под управлением авторулевого, на океанской зыби, вряд ли будут ставить какое-либо из этих «пузатых чудовищ», а без них бермудская лодка на попутных курсах относительно ветра будет идти медленней гафельной.

Примечание 2016 года - это не совсем так. Генакер и голливобблер успешно используются сейчас на нашей лодке, идущей в океане с ветровым автоматом. Другое дело, что короткие и толстые мачты гафельной шхуны определяют небольшие размеры этих парусов и простоту и безопасность работы с ними.

Дело в том, что высокие и узкие паруса-крылья бермудского тендера, спроектированные для эффективной работы на острых курсах, перестают быть таковыми для полных, когда роль подьемной силы парусов падает, и вперед выходит форма, обеспечивающая максимальную турбулентность, где идеальный парус представляет собой круг.

Еще один важный аспект, который стоит учесть, это повышенная остойчивость гафельной шхуны и меньшая склонность к брочингу за счет низкого расположения центра парусности. Прочные и надежно раскрепленные стальные мачты вызывают доверие в штормовых условиях, а низко расположенный центр основной парусности позволяет нести больше парусов в свежую погоду, делая лодку настоящей «штормовой птицей».
Распределенная по длине парусность с длинным бушпритом и грота-гиком до транца позволяют точно центровать лодку в разных погодных условиях, облегчая рулевую вахту, и упрощая настройку подруливающих устройств.

Гафельное, да еще двухмачтовое вооружение, конечно, заметно проигрывает по эффективности бермудскому шлюпу или тендеру на острых курсах. Тем не менее, шхуна успешно лавируется, и набирает высоту даже в очень свежую погоду, и этот недостаток нельзя считать решающим для принятия решения о выборе вооружения крейсерской яхты.

Добавление 2016 года. Практика участия в гонках со смешанным участием гафельных и бермудских круизных лодок сходных размеров в Филиппинском архипелаге показала неочевидное - в условиях лавировки в свежий ветер и на серьезной волне шхуны могут выходить победителями.

Управление семейным экипажем или в одиночку

Для работы с парусами бермудского тендера площадью около 100 кв. м. в таких условиях понадобится серьезная механизация. Носовые паруса – на закрутках, грот с механизацией, например, убирающийся в мачту, мощные шкотовые лебедки. Затраты мускульной силы при этом становятся минимальными, лодка прекрасно управляется вдвоем и даже в одиночку, используя все преимущества эффективного парусного вооружения.

Однако, здесь есть и проблемы. Для того, чтобы все это надежно работало, понадобится вложить немалые деньги в приобретение качественного оборудования с соответствующим запасом прочности, кроме того, эта современная техника, работающая в морских условиях, потребует постоянного текущего обслуживания.

Как правило, отказы такого оборудования происходят в сложных ситуациях при высоких нагрузках – в штормовых условиях, во время маневрирования, когда возможности и время для ремонта ограничены и высока вероятность ошибок экипажа. Ремонт своими силами высокотехнологичных узлов в условиях дальнего похода исключен или очень ограничен, поэтому необходимо предусмотреть возможность дублирования оборудования или другие варианты восстановления работоспособности вооружения.

Надо сказать, это выглядит достаточно серьезной проблемой на островах южных морей. Во время нашей стоянки на Вануату туда зашла для ремонта очень красивая чартерная яхта, из бывших претендентов на кубок Америки. Поломка ликпаза привела к тому, что они вынуждены были стоять две недели в ожидании заказанных запчастей, причем когда мы уходили на НЗ, они продолжали уныло стоять на рейде. Такой срыв графика перехода - серьезная потеря денег и репутации для судна.

Еще пример - на Маджуро, Маршалловы острова, нашим соседом по якорной стоянке была новая американская яхта с семейным экипажем. На переходе они потеряли носовую закрутку генуи. И Джим совершенно серьезно сказал мне, что ждать новых деталей из Штатов придется не меньше месяца.

При вооружении гафельной шхуной, общая парусность разделяется на несколько достаточно небольших парусов, постановка каждого из которых вполне под силу одиночке. Механизация отсутствует, для того, чтобы выбрать шкоты носовых парусов, достаточно пары небольших лебедок на комингсах кокпита, кроме того, нужна только еще одна маленькая лебедка на грота-гике для рифления.

Гафели фока и грота поднимаются вручную, через системы блоков. Отсутствие ликпазов на мачтах исключает многие проблемы при постановке и уборке грота и фока, характерные для бермудских парусов. В то же время применение новых материалов – относительно легких гафелей из алюминиевых труб, парусов из дакрона, дают этому типу вооружения новые полезные качества.

Заднюю шкаторину такого гафельного паруса можно натянуть значительно сильней, чем раньше. В результате гафель меньше отваливается под ветер, форма паруса меньше искажается за счет «твиста» - закручивания верхней шкаторины относительно нижней, «легкий» гафель, за счет меньшей инерции менее склонен непредсказуемо перекладываться с борта на борт и искажать форму паруса в условиях слабого ветра и бортовой качки…

Добавим сюда жесткий корпус, благодаря чему не искажается из-за провисания форштага форма носовых парусов, отметим его современную форму с острыми ватерлиниями и глубоко расположенным фальшкилем, и выяснится, что сегодня гафельная шхуна лавируется значительно лучше своего традиционного аналога.

Яхта  легко балансируется парусами. В отличие от современной «бермудской» концепции, паруса разделены на основные и дополнительные. Основная парусность несется шхуной постоянно, до наступления условий, близких к штормовым. При умеренном ветре ставят дополнительные паруса. В бейдевинд, она несет все возможные паруса, это основная парусность – грот, фок, стаксель и кливер, и  дополнительная – топсель и фишерман.

По мере того, как погода свежеет, убирают последовательно фишерман, потом топсель, оставляя только основные паруса. По мере усиления ветра начинают рифить грот, когда лодка начинает просить, проявляя тенденцию к приведению. (технология здесь) Время убирать кливер наступает обычно, когда грот уже зарифлен на пару полок. Кстати, гафельная шхуна устойчиво лежит в дрейфе. Для этого достаточно в процессе поворота оверштаг оставить носовые паруса с наветренной стороны и слегка положить руль на ветер.

На стеньгу грот-мачты ставится топсель, который работает на всех курсах относительно ветра. Топсель поднимается с подветренной стороны грота топсель-фалом, проведенным через топ грот-стеньги на палубу. Шкот топселя проведен через блок на ноке грота-гафеля, потом через промежуточный блок в районе его пятки, и дальше на палубу. Кроме них, топсель удерживается у эзельгофта верхним галсом, проведенным через обушок на топе мачты, и оттягивается вниз нижним галсом, закрепленным на утках грот-мачты.

На длинных галсах в лавировку топсель убирают перед поворотом, и поднимают снова с подветра. На лавировке короткими галсами топсель часто оставляют там, где он стоит, и мирятся с некоторой потерей тяги из-за ухудшения аэродинамики. Постановка и уборка топселя затруднена большим количеством снастей, которые нужно выбирать или травить одновременно, однако площадь его невелика, и после постановки он не требует отдельного внимания.

.......

Проблемы обслуживания гафельного вооружения традиционны и хорошо известны. Различных снастей намного больше, чем на бермудской лодке, и они требуют специальных мест проводки и крепления, например, кофель-планок на вантах, так что работа с парусами в целом сложней, и требует больше времени.

Особенно это касается дополнительной парусности. Например, постановка и уборка топселя потребует работы с четырьмя разными снастями бегучего такелажа, также как и постановка-уборка фишермана. Постановка гафельного паруса требует одновременной работы в определенной последовательности с двумя снастями - дирик-фалом и гафель-гарделью, что требует некоторого опыта. Снасти эти, для выигрыша в силе, проведены талями в два лопаря, поэтому время, необходимое на постановку и уборку гафельного паруса, включая укладку снастей в бухты, значительно больше, чем в бермудском варианте.

Надо отметить, что наличие двух снастей для подъема гафеля, с другой стороны, позволяет осуществлять тонкую настройку формы паруса для разных условий, и дает очень интересные результаты после приобретения опыта. Гафели и паруса на полных курсах требуют защиты от истирания, поскольку ложатся в этих условиях на ванты. Длинные гики на полных курсах обязательно должны быть закреплены завал-талями от опасного перебрасывания на другой борт на качке.

Работа с носовыми парусами, с выходом на бушприт на волне, может стать довольно неприятной, поэтому для уборки кливера предусмотрена дополнительная снасть - нирал, подтягивающая фаловый угол паруса к ноку бушприта, а вся дальнейшая работа – укладка вдоль бушприта и увязка убранного паруса по-походному может быть сделана с носовой палубы.

В качестве меры безопасности между ватер-бакштагами натянута сетка, проходящая под бушпритом, которая к тому же добавляет шарм лодке. Текущее обслуживание и ремонт сводятся к своевременной замене снастей бегучего такелажа, кожи на усах гафелей, и восстановлению изношенных протекторов. Традиционный деревянный рангоут также требует постоянного внимания, но от этого удалось в нашем случае избавиться, поскольку мачты и все другие рангоутные деревья – металлические. Максимум, что для них нужно – периодическое восстановление лакокрасочных покрытий в местах потертостей.

Понятно, что обосновать можно что угодно, и некоторая субъективность здесь присутствует. Тем не менее, выбор был сделан, лодка была построена с гафельным вариантом вооружения, она прошла ходовые испытания в открытом море с выходом в океан, и пока полностью оправдывает заложенные конструкторские решения.