Самодельный холодильник на стальной яхте

Видеоверсия на YouTube

 

По проекту холодильник расположен под столешницей в углу камбуза. Я не помню, по каким причинам не сделал холодильник сразу и по проекту.

Скорей всего, холодильник не стоял в списке приоритетов и был отложен на будущее. Вместо этого на его месте были сделаны дополнительные полки под довольно внушительные объемы хранения продуктов.

Мы сходили на Цусиму, потом вокруг Японии, и уже вернулись из похода в южное полушарие, когда я созрел на строительство холодильника на лодке. Во первых стало ясно, что холодильник в море нужен обязательно, во-вторых, я практически разобрался с энергетикой лодки в походе, а самое главное – увидел, как реализован холодильник на бригантине Сорен-Ларсен, мы были у них в гостях в Вангарее, в Новой Зеландии.

Холодильник на Сорен-Ларсен был расположен прямо под большим столом кают-компании. Это позволяло получить солидный объем, легкий доступ – у него просто откидывалась на петлях крышка, по совместительству - столешница. Там же, в Вангарее, мне попалась на глаза книга супругов Пардей о готовке на лодке, где была описана довольно несложная конструкция ящика-ледника. Все сложилось, и холодильник на лодке начался именно с ледника – термоизолирующего ящика.

           

Это самодельная конструкция, расположенная под столешницей кают-компании, рабочим объемом 120 литров. Основа – ящик из фанеры, теплоизоляция – корейский изолирующий материал «изопинк». По виду – полиуретановый пенопласт. Был использован лист толщиной 5 см, в нижней части толщина изоляции – 15 сантиметров, борт и верх ящика имеют изоляцию толщиной 100 мм. Швы герметизировались полиуретановой пеной.

В верхней части готового ящика был прорезан горячей струной загрузочный люк. Струна была установлена под углом к поверхности реза, поэтому он получился конический в плане. Ящик облицован внутри тонкой фанерой, потом оклеен стеклотканью и покрыт белым гелькоутом. На люке сделана двойная герметизация бытовым резиновым профилем для дверей. Крышка люка уплотняется собственным весом и просто вынимается для доступа к внутреннему объему.

Трубка для дренажа талой воды "по Пардей" отформована из стеклоткани и выходит наружу через днище короба. К ней присоединялся шланг с коленом - гидрозатвор, чтобы исключить поступление теплого воздуха в термоящик. В ящик перед выходом в море загружались "элементы холода" - пятилитровые пластиковые бутылки с замороженной водой. Классический вариант – треть объема ледника. Восьми бутылок хватало на "японский поход". В тропиках, при температурах 25-30 градусов Цельсия такого холодильника хватало почти на три недели. Конечно, при этом приходится довольно строго соблюдать режим использования – открывать его не больше одного-двух раз в сутки и четко осознавать свои действия, то есть работать быстро, чтобы не терять холод. Не так, как мы обычно открываем холодильник дома по любому поводу и подолгу всматриваемся в его недра.

Когда стало ясно, что конструкция состоялась, и термоизоляция получилась, туда была добавлена электрическая часть. В последнее время холодильщики сделали качественный скачок - новый компрессор Danfoss 35F снабжен трехфазным двигателем и процессором, так что экономичность агрегата на высоте. Наборы для превращения ящика-ледника в холодильник доступны от разных поставщиков. Такой агрегат всегда требует воздушного или водяного охлаждения и на блоке компрессора располагается воздушный радиатор с вентилятором, или дополнительный контур водяного охлаждения забортной водой.

Есть счастливые моменты во владении стальной лодкой. Сталь очень хорошо проводит тепло, как впрочем и холод. Поэтому пространство под койками, которое в основном находится ниже ватерлинии и не имеет теплоизоляции, всегда имеет температуру забортной воды. Железно. Поэтому смысла городить здесь компрессор с водяным охлаждением нет абсолютно. Во время второго похода в Новую Зеландию я приобрел такой холодильный комплект с воздушным охлаждением, причем история была довольно забавная.

Я как раз оставил лодку на севере, в Вангарее, и двигался на юг, в страну фиордов, где автобусом, а где и автостопом. И вот, будучи в Окленде, зашел в большой магазин яхтенного оборудования, пообщался с каким-то босым продавцом в шортах и майке, мы обсудили, что мне нужно, и он пообещал, что закажет и пришлет весь этот комплект прямо на мой адрес, в Вангарей-марину. Предоплаты не надо, оплата по факту при получении. Я засомневался, говорю – а вы вообще, кто такой, чтобы раздавать такие обещания. А я, говорит, владелец всей этой сети яхтенных магазинов и в Вангарее у нас филиал. Я говорю – я на месяц двигаю на южный остров. Ничего, говорит. Посылка придет, полежит, подождет.

И, что странно, когда я вернулся домой, в Вангарей – посылка с агрегатом ждала меня на месте, как и было обещано. Собрал я все в течение дня, система сразу заправлена фреоном, трубки соединяются через герморазъемы, все достаточно удобно сделано. В результате, по замерам, при температуре снаружи 34 градуса, температуре внутри -2 (верхняя часть), цикл работы составляет 0.2, при потреблении 5А. Получается, что суточный расход электричества в самых тяжелых условиях - тропики, составляет 24 Ач. Расход покрывается солнечной панелью и ветряком.

Трубки циркуляции хладагента должны быть термоизолированы, иначе на них конденсируется значительное число влаги, особенно в тропиках. Здесь использована пенополиэтиленовая труба, которую используют для теплоизоляции водопроводных труб. И, как всегда - здесь тоже пригодился 3д-принтер. На нем напечатаны хомуты крепления трубок хладагента.

Испаритель выбран листовой, Г-образной формы, он расположен на торцевой и боковой стенке холодильной камеры, и практически не использует полезного объема. В этом углу, самом холодном, укладываются замороженные продукты.

Весенний ремонт с перестановкой холодильного агрегата к переборке.

Результатом я доволен, факт превзошел ожидания, а это бывает нечасто. Тут есть масса тонкостей, например, загрузка в холодильник десятка килограммов парного тунца увеличит расход электричества в несколько раз, пока холодильник не выберет из него все тепло, частые заглядывания в холодильник тоже не добавят экономичности, так что процесс требует организации своих действий и понимания "физики процесса". Но в целом - все получилось.