Прочностные требования к узлам крепления и составным частям series drogue (SD
Дональд Жордан(оригинал здесь)
Несколько парусников прошли с выпущенными SD* сквозь серьезные шторма, включая один с ветрами ураганной силы. SD работали как положено. Экипажи сообщали, что ситуции не выглядели угрожающими, и нагрузки на дроги были умеренными. Тем не менее, ни одна лодка из этих не попала в ситуацию удара обрушивающейся волны, как например, это было в Фастнетском шторме или в более позднем шторме у Новой Зеландии. На некоторых лодках бридели были проведены через клюзы и закреплены на шкотовых лебедках. Такое крепление можно использовать на правильном волнении, но оно не может быть применено в условиях предельных штормов и обрушивающихся волн.
Для судна водоизмещением 13500 кг испытания на моделях и расчеты на компьютере дают предельные значения нагрузок на тормозное устройство до 9 тонн при ударе очень мощной (и к счастью чрезвычайно редкой) обрушивающейся волны. Испытания показали также, что в ситуации подхода волны от раковины (на курсе бакштаг) нагрузка на одно плечо бриделя может составлять 70% общей нагрузки, или 6300 кг. Точки крепления бриделя должны выдержать такие нагрузки хотя бы однажды в течение времени эксплуатации лодки.
У меня нет информации по типичным предельным нагрузкам на крепления шкотовых лебедок, и довольно трудно оценить монтаж в каждом конкртеном случае. К сожалению, шкотовая лебедка - далеко не идеальное место для закрепления дроги, так как точка приложения усилия находится выше уровня крепежа и стремится вывернуть и выломать лебедку из палубы. Оптимальное место для крепления концов бриделя - специальные пластины с проушинами, закрепленные на болтах к корпусу в углах транца, как показано на эскизе. Такие пластины будут передавать усилие торможения непосредственно на корпус судна и это не будет сопровождаться изгибающими или отрывающими усилиями на места крепления. Для нагрузки в 6300 кг проушина из стальной полосы толщиной 7мм длиной 460 мм, шириной 60 мм, закрепленная шестью болтами диаметром 10 мм обеспечивает консервативное исполнение (для предельного случая). Как видно из рисунка, длина плеча бриделя составляет 2,5 ширины транца яхты.
В таблице ниже приведены расчетные нагрузки для крепления бриделя.
Нагрузки посчитаны для наихудшего случая с некоторыми допущениями.
Хотя нагрузки определены размером и формой наихудшей обрушивающейся
волны, в таких расчетах всегда присутствует некоторая
неопределенность, как обычно, в случаях с многими естественными
явлениями.
Series Drogue
Расчетные нагрузки
Водоизмещение яхты, кг |
якорный канат пред. кг |
бридель пред. кг |
Диаметр троса** мм |
Диаметр скобы мм |
4500 | 3600 | 2250 | 16 | 10 |
9000 | 7200 | 4500 | 16-18 | 12 |
13500 | 9000 | 6300 | 18 | 16 |
18000 | 11250 | 7875 | 22 | 18 |
22500 | 13500 | 9450 | 22 | 18 |
* Плавучий якорь - тормозное устройство, которое выпускается с носа судна для обеспечения стабильного дрейфа кормой вперед.
Дроги - тормозное устройство, которое выпускается с кормы спускающегося по ветру судна.
SD - series drogue - дроги, представляющее собой цепочку тормозных устройств (небольших конусов), нанизанных на якорный конец.
** Данные приведены для нейлонового троса с двойной оплеткой