Argie 15 Yawl
Автор и строитель - Илья Федосов
В отпуске испытал свою Argie 15 Yawl.
Идея вооружить Argie 15 бизань-мачтой появилась несколько лет назад. Причин несколько – обнаружившаяся легкая увальчивость лодки в полном парусном вооружении, любовь к классическим иолам и знакомый мировой психиатрии феномен самостройщика – «что бы еще улучшить». В совокупности это все и придало необходимый импульс.
1.Концепция
Для своей лодки я выбрал концепцию «никаких необратимых изменений». Что означает - все навороты съемны, и в любой момент можно привести лодку в классический, предусмотренный автором, вид. Более того, в случае необходимости это должно быть выполнимо на спокойной воде. В разобранном виде все элементы укладываются в габариты затентованной лодки.
2. Отступления от проекта
В процессе первоначального строительства допустил несколько вольностей. Выгородил в средней банке небольшой отсек для гелевого компактного аккумулятора от UPS, который питает ходовые огни, подсветку компаса и, в случае необходимости, топовый круговой огонь на мачте. Проводка была заложена на стадии сборки корпуса.
Добавил также площадку для компаса и усилил середину транца с двух сторон мебельными щитами по полтора см. каждый «В любом случае, не повредит», - подумал я, - и действительно, не повредило.
Изменил также конструкцию боковых банок, чтобы можно было использовать пространство под ними. Чуть позже был добавлен навесной бушприт с ватерштагом и роульсом для подъема якоря.
Он позволил ставить генакер. И тут вплотную замаячила идея бизань-мачты.
3.Дизайн
Сначала прикинул концепцию расположения графически, чтобы представлять центровку. Если с расположением, примерной площадью и формой паруса было все понятно, то с конструкцией мачты возникали вопросы.
Обычная иоловская заморочка – как сделать, чтобы бизань – мачта не мешала рулю. В итоге из нескольких вариантов был выбран вариант с изгибом. Чтобы компенсировать потерю прочности проектная толщина стенки дюралевой трубы (Д16Т) была доведена до 3 мм. И предусмотрена установка двух пар вант.
Затем сделал 3D модель для проверки общего вида, а также взаимодействия элементов конструкции – проверить радиусы вращения грота-гика и бизань-гика. Результат понравился. Затем был сделан чертеж крепления бизань-мачты к транцу. И началась производственная стадия.
4. Производство
Выяснилось, что гидравлическому трубогибу совершенно плевать на чертежи и радиусы, но чудом удалось достичь задуманных параметров. Получилась удобная навесная мачта на усиленной части транца.
Парус на бизань мачту надевается «чулком», что избавило от проводки фала. Фиксируется сквозными болтами через люверсы. Рифится и убирается накруткой на мачту, это позволяют вертикальные латы.
В принципе, этого было бы достаточно. Но желание не заморачиваться со шкотами при каждой смене галса, заставило вывести за корму ахтершприт, или, если хотите, кормовой шпринтов (бизань-выстрел), что позволяет бизани работать в автоматическом режиме. Также предусмотрена снасть для принудительного перевода гика на желаемый борт, что значительно расширило возможности лодки. Об этом – чуть позже.
5. Дополнительные элементы
Бизань-мачта на моей лодке стала только частью запланированной модернизации. Я поставил на свою лодку электромотор для маневров в гавани (Minn Kota Endura C2) что избавило от необходимости каждый раз доставать весла, которые у меня компактно уложены под боковыми банками. Ходовой аккумулятор вынесен в носовую часть, до него проложена внутренняя проводка. Теперь удобно – повесил мотор, открыл под банкой щиток, барашками затянул контакты и поехал.
Купил новый якорь и вынес его под бушприт. Что существенно облегчило жизнь матросу. А также поставил lazy jack на грот. Это не пижонство. В сочетании с бизанью это, как выяснилось, необходимость. Бизань позволяет ходить под парусами без грота, и чтобы он не валялся в лодке, его теперь можно красиво убрать в чехол меньше чем за минуту. На бушприте поставил дрифтер на закрутке. Все это в совокупности дало следующий результат:
6. Результат
Лодка стала намного более сбалансированной, теперь у парусного вооружения большой выбор настроек. В обычном варианте ставится грот, стаксель и бизань. При усилении ветра сначала рифится грот. При дальнейшем усилении убирается совсем. Под стакселем и бизанью лодка ходит уверенно в бейдевинд. При слабом ветре к гроту и бизани добавляется дрифтер. На полных курсах – генакер. Дополнительно бизань позволяет двигаться задним ходом в любом направлении, принудительно менять галс без участия руля, и стабильно стоять на якоре. При этом бизань при правильной настройке практически не требует особого внимания. Единственный минус – собирать долго - из затентованного варианта в ходовой – пару-тройку часов. Зато в сочетании с электромотором получилась очень удобная лодка для путешествий по озерам. Проверено на Валдае и в шхерных районах Ладоги.